Кирилл Махаринский: В венчурном бизнесе человеческие отношения важнее алгоритмов

Кирилл Махаринский: В венчурном бизнесе человеческие отношения важнее алгоритмов

Островок для инвесторов появился на карте рунета как гром среди ясного неба. Кто бы мог подумать, что российский сервис по бронированию гостиниц привлечет немалый объем инвестиций со всего мира. О ...

Кирилл Махаринский – основатель крупнейшего движения предпринимателей и новаторов YouNoodle – взялся за тур-индустрию. Его новый проект Островок.ру – сервис бронирования гостиниц – собрал вокруг себя команду профессионалов и заручился поддержкой международных инвесторов. Среди них – фонды General Catalyst Partners (Kayak и ITA Software), Accel Partners (Groupon), а также Питер Тиль (Facebook), Никлас Зеннсторм (Skype) и Эстер Дайсон (Яндекс). Общая сумма вложений в стартап – $13,6 млн.

Как вам удалось создать такой ажиотаж вокруг российского стартапа?

Основной причиной ажиотажа является высокое качество нашей команды. Мой соучредитель и я – предприниматели с успешным опытом построения бизнесов в Кремниевой Долине, а в состав нашего топ-менеджмента вошли исключительные профессионалы рунета и тур-индустрии страны.

За какой срок вы собираетесь окупить этот проект? И что для этого вам понадобится сделать?

Сервис будет зарабатывать только в том случае, если люди будут бронировать отели, так как мы получаем комиссию с каждой брони. Мы не можем раскрывать конфиденциальную финансовую информацию, но, учитывая то, что мы являемся самым быстрорастущим игроком тур-индустрии, и мы, и наши инвесторы очень довольны прогрессом.

Конкуренты не дремлют. Какими средствами собираетесь привлекать и удерживать аудиторию?

Мы работаем над тем, чтобы предлагать русскоязычной аудитории лучшие цены на отели, самый простой в использовании продукт и лучший клиентский сервис в России. То есть создаем удобный продукт, которым могли бы (и будем!) пользоваться сами.

С чего начинался Островок.ру? Почему решили остановиться на таком названии?

Это запоминающееся название, которое легко пишется, кроме того, оно передает ощущение расслабленности и свободы, которое мы бы хотели дарить людям посредству нашего сервиса. В этом направлении мы пока и движемся.

Все ваши проекты отличаются друг друга. Среди них – социальная сеть для малого бизнеса (YouNoodle), база данных предприятий (Quid), а теперь еще и сервис бронирования отелей. Как вам удается находить то, что не хватает рынку, другими словами, ловить тренды?

Улавливать тренды удается потому, что я очень много общаюсь с самыми разными людьми. Потом, в какой-то момент нужно просто трезво оценить ситуацию и подумать о том, в каком направлении та или иная индустрия будет развиваться дальше – это уже приходит с опытом. Чем меньше опыта, тем больше нужно разговаривать с теми людьми, у кого его много.

Кирилл, за вашими плечами – оксфордское образование. Что оно вам дало как бизнесмену? Не задумывались ли о получении диплома в MBA? Считаете ли бизнес-образование необходимостью сегодня?

В первую очередь, возможность познакомиться с людьми, которые позволили мне начать свою карьеру предпринимателя самым правильным образом. Если говорить с точки зрения предпринимательства, то MBA нужен только в том случае, если у вас нет правильных связей и нет другого способа их получить.

Вас называют одной из самых заметных фигур отечественного интернет-рынка. Как для себя определяете тот вклад, который внесли в развитие IT-бизнеса России?

По-моему, эту награду мне присудили за мои предыдущие проекты. Главным достижением своей деятельности на данный момент мне кажется тот факт, что нам удалось убедить 10 чуть ли не лучших в мире венчурных инвесторов вложить деньги в российскую компанию, чего они никогда до этого не делали. Надеюсь, это только начало, и, думаю, нам надо поговорить через несколько лет.

Что вас заставило вернуться в Россию? Каким видите отечественный рынок стартапов лично для себя?

Вернуться в Россию меня заставил быстрый рост интернет-рынка. Кроме того, здесь у меня и у компании есть шанс сформировать интернет-индустрию таким образом, чтобы она была максимально полезна для всей страны.

Какими жизненными и бизнес-принципами руководствуетесь?

Принципов три. Во-первых, нужно всегда помнить, чего именно вы хотите достичь в долгосрочной перспективе. Понять, что ты хочешь, важнее, чем кажется. Во-вторых, нельзя переставать учиться и узнавать новое. В-третьих, нужно скептически относиться к так называемым канонам и правилам того, что принято и того, что «делают все». И по максимуму использовать предоставленные возможности!

Вы как математик, наверняка, вывели «формулу» успешного стартапа. И, насколько я знаю, даже запатентовали некий алгоритм StartupPredictor, который предсказывает будущее того или иного стартапа. Расскажите об этом подробнее.

Да, было и такое. В моей прошлой компании – Quid – мы хотели построить инструмент, который позволит лучше понять то, как компании в ранней фазе развития работают и меняются.
Для этого я собрал информацию по трем тысячам компаний через партнеров и начал изучать ее в надежде обнаружить что-нибудь интересное. То, что я увидел, было действительно интересно: совсем немного факторов оказывают существенное влияние на успех стартапа на ранней стадии. Затем эти факторы нужно было проанализировать на предмет влияния друг друга (и на компанию) вне зависимости от того, что это за компания. В результате мы получили продукт, который позволял компаниям квантифицировать свой успех, и это быстро обрело популярность: более 20 тыс. компаний воспользовались сервисом уже через месяц после запуска.

Как набирали команду? Чем руководствовались при отборе, и какую роль в привлечении специалистов играют экстра-бонусы?

Я переехал в Россию одновременно с моим партнером по бизнесу Сергеем Фаге, которого я хорошо знал до этого, доверял ему и разделял его долгосрочные цели. Первые месяцы в Москве мы провели, беседуя с сотнями человек для того, чтобы отобрать лучших для начального состава компании. Должен отметить, что «первая пятерка» игроков в компании должна быть идеально подобрана всегда – на это стоит тратить время, силы и другие ресурсы, так как это окупается. Большинство компаний не придают должного значения команде, так как не видят прямой связи между командой и успехом. Мы не считаем экстра-бонусы чем-то «дополнительным»: все это нужно нам и нашим сотрудникам для того, чтобы комфортно работать вместе еще много лет.

К слову, одним таким экстра-бонусом является обучение сотрудников. Это и уроки английского языка, и профильные конференции, и курсы повышения квалификации… Не боитесь, что воспитав суперспециалиста, вы его можете потерять?

Мы убеждены, что инвестиции в правильные кадры – это не пустая трата денег (или времени). Если мы понимаем, что человек может быстро уйти от нас, мы его просто не будем нанимать. Фактор долгосрочности планов кандидата является одним из ключевых при найме. И уже сейчас мы видим, что наши убеждения оправдывают себя: от нас еще никто не уходил по своему желанию.

Где российским инвесторам искать перспективные стартап-проекты? И где растить будущих стартаперов?

Действительно, очень сложно пытаться построить бизнес с нуля, не имея никакого опыта. Потому я бы посоветовал несколько лет поработать в какой-нибудь хорошей компании, которая знает, как поднимать инвестиции и строить бизнес, прежде чем делать что-то свое. Обязательно общайтесь с образованными и знающими профессионалами, которые имеют связи в области венчурных инвестиций и проектов. Затем нужно налаживать свои личные связи с инвесторами, учиться у них. На самом деле, в этой индустрии, больше, чем кажется, все строится именно на человеческих отношениях, нежели на алгоритмах.

Что нужно бизнесмену для счастья?

Ощущение, что он меняет мир к лучшему. 

unova

Читайте также