Китайский кэш: бери или проиграешь?!

Китайский кэш: бери или проиграешь?!

×
333

Китайский кэш: бери или проиграешь?!

  • Китай наступает! К концу лета официальный объем сделок по поглощению, заключенных китайскими компаниями в США, достиг 7,8 миллиардов долларов и приближается к своему абсолютному рекорду за всю историю - 8,9 миллиарда.

Важно отметить, что прямые иностранные инвестиции (ПИИ) Китая смещаются в сторону Запада. В то время как Азия остается предпочтительным направлением, доля Северной Америки и Европы в общем портфеле китайских прямых иностранных инвестиций выросла с менее чем 3% в 2008 году до более чем 13% спустя два года. Не менее впечатляюще выглядит и абсолютное увеличение в объеме: уровень $ 9.54 млрд. в 2010 году более чем в четыре раза превысил объемы двухлетней давности.

Недавно Китайская национальная оффшорная газовая корпорация (CNOOC) договорилась о приобретении канадской компании Nexen Inc. стоимостью 15,1 млрд. долларов. В тот же день еще одна китайская нефтяная компания, Sinopec, договорилась о покупке 49% акций в британском активе Северного моря, принадлежащего Talisman Energy (еще одно канадское предприятие) за $ 1,5 млрд. долларов. Независимо от того, будут ли эти две сделки в итоге одобрены – переговоры продолжались на момент написания статьи - большой объем и потенциал китайских ПИИ имеет глубокое воздействие на глобальную экономику, обеспечивая как огромный потенциал для бизнеса, так и новые вызовы.

Мировое сообщество, особенно - Запад (который становится все более привлекательным для китайских инвесторов), должны приветствовать эту тенденцию, однако правительствам следует также разработать стратегию, чтобы в полной мере воспользоваться экономическими возможностями, которые она предоставляет.

Сделки от 23 июля являются частью растущего интереса Китая к сфере слияний и поглощений, что предполагает постепенное наращивание доли прямых иностранных инвестиций из Китая. Доля сделок по слиянию и поглощению в китайских ПИИ выросла с 18% в 2003 году до около 46% в 2011-м. Сделки государственных компаний по-прежнему являются основной движущей силой китайских ПИИ, они составляли более 2/3 общего объема сделок в 2010 году. Средняя стоимость предложений по слиянию и поглощению обычно выше, чем у новых проектов: 143 предложения по слиянию и поглощению в 2011 году имеют почти такую же стоимость, как 918 новых проектов (увеличение числа сделок по слиянию и поглощению китайских инвесторов также отражает рост размеров китайских проектов в сфере ПИИ).

Смещение инвестиционной активности на Запад является вполне естественным после трех десятилетий быстрого роста, который сделал Китай второй экономикой в мире. Рост был основан на рабочей силе и ресурсоемких отраслях промышленности. Для того чтобы китайская экономика продолжала развиваться, она должна провести реформу своих огромных промышленных мощностей и перейти к выпуску продукции с более высокой добавленной стоимостью. То, что китайские ПИИ движутся в сторону зрелых рынков, таких как США и Европа, является отражением этих фундаментальных изменений в экономическом развитии. Этот сдвиг предоставляет для Китая возможность доступа к современным технологиям и управлению, развитию его огромного внутреннего рынка, и обеспечивает стабильные поставки ресурсов, а также квалифицированной рабочей силы.

Эксперты спорят, являются ли отдельные инвестиционные проекты независимыми, ориентированными на получение прибыли коммерческими решениями или продвигаются правительством как часть национальной стратегии развития. Как бы то ни было, выбор отраслей соответствует стратегическим потребностям долгосрочного экономического развития Китая. В Китае существует растущий интерес к приобретению доли в западных компаниях, которые имеют относительно безопасные и устоявшиеся энергетические ресурсы, передовым технологиям, способным обеспечивать столь необходимые научные исследования и разработки для китайской промышленности, а также к производителям с хорошей рыночной базой и потенциалом на Западе и в Китае, или к банкам, которые открывают дорогу к западным финансовым рынкам.

Намечающейся сделке с Nexen предшествовала заявка той же CNOOC стоимостью $ 19 млрд. на приобретение американской нефтяной компании Unocal в 2005 году. Однако тогда она была заблокирована Конгрессом США в связи с сильными политическими возражениями, в основе которых лежали различные опасения, связанные с национальной безопасностью. Сделка с Nexen происходит на фоне попыток канадских энергетических компаний уменьшить зависимость от рынка США за счет строительства новых трубопроводов в сторону Азии. Покупка Nexen предоставит китайской компании доступ к сложным технологиям производства нефти и газа, в том числе к нефтяным пескам, сланцевому газу, а также глубоководным участкам в Северной Америке. Также китайской компании достанутся значительные активы в Мексиканском заливе. CNOOC сделала предложение, проведя тщательную подготовку, чтобы удовлетворить потребности и политические требования канадских властей и избежать повторения опыта с покупкой Unocal.

 

 

 

 

 


Китай борется с замедлением роста экономики

Если сделка с компанией Nexen будет закрыта, это станет еще одним примером компании, которая, встретившись с сильным политическим сопротивлением в Соединенных Штатах, смогла успешно инвестировать в проекты с союзниками и близкими партнерами США. Многие считают, что сделка с Nexen позволяет CNOOC вложить деньги, не потраченные на неудачную заявку Unocal, в другой стране.

Кроме того, попытки китайского телекоммуникационного гиганта Huawei заключить сделки по поглощению американских технологических компаний были заблокированы по соображениям национальной безопасности. Однако в Европе дела Huawei обстоят куда лучше - компания открыла шесть исследовательских центров и недавно заключила сделку по поглощению ведущей в мире научно-исследовательской лаборатории фотоэлектроники. В отличие от США, в нормативно-правовых актах Европейского Союза не делается различий между иностранными и отечественными инвесторами.

Не давая оценку обоснованности опасений по поводу национальной безопасности в каждом конкретном случае, остается решить главный вопрос: если такая озабоченность по поводу китайских ПИИ является обоснованной, то должен ли США волновать прорыв китайских компаний на рынках союзников и партнеров Штатов? Это не означает, что США должны последовать примеру этих стран, когда они совершают ошибки, но Штаты должны пересмотреть свою нынешнюю стратегию. Подробная долгосрочная стратегия национальной безопасности в отношении китайских прямых инвестиций, которая также учитывает деятельность важных союзников, будет иметь ключевое значение для успешной защиты интересов безопасности США, и привлечет китайских инвесторов благодаря своим прозрачным правилам. Однако если дело не в национальной безопасности, а давнишних экономических интересах, то США навредят сами себе, отказываясь от инвестиционного капитала.

Вполне естественно, что две крупнейшие экономики мира являются не только важными торговыми, но и инвестиционными партнерами. США не только поступят мудро, но им также необходимо в полной мере воспользоваться китайскими ПИИ на Западе, при этом действуя с соответствующей стратегической осторожностью. Таким образом, США должны побороть политическое давление, которое препятствует китайским инвестициям из-за протекционистских коммерческих интересов; проблема национальной безопасности, связанная с озабоченностью по поводу китайских ПИИ, не должна рассматриваться отдельно. Иными словами, национальная безопасность не должна стать политическим инструментом для оправдания протекционистских мер.

В то же время, необходимо сообщать и согласовывать обоснованные опасения с союзниками и близкими партнерами, чтобы усилия США не оказались подорваны на других направлениях. Эти проблемы могут быть решены через такие существующие многочисленные каналы связи между США и ключевыми странами-союзниками, как общение по линии Министерств обороны, Казначейства, а также обменов между конгрессменами.

Поток китайских инвестиций на западном направлении продолжится, и Запад должен быть к этому готов. Покупка компании Nexen – все лишь один из многочисленных крупных китайских инвестиционных проектов, которые запланированы в будущем. Некоторые инвесторы прогнозируют, что с 2011 по 2016 год на прямые иностранные инвестиции Китай дополнительно направит 800 млрд. долларов, если нынешние темпы роста и государственная политика останутся неизменными.

Учитывая растущую неопределенность на мировых финансовых рынках и увеличение рисков на рынках суверенных облигаций, таких как рынок Еврозоны, потребность в китайских прямых инвестициях, вероятно, увеличится. С января 2008 года китайские фирмы обнародовали информацию о 1414 сделках по слиянию на сумму более чем 235 млрд. долларов. Чтобы воспользоваться этой возможностью, США должны предпринять еще ряд шагов: необходимо и дальше продвигать свой открытый рынок, благоприятный инвестиционный климат и возможности для бизнеса. Это особенно необходимо для того, чтобы побороть негативный имидж, что китайские инвестиции якобы не приветствуются в США, который сложился после нескольких неудачных случаев.

Однако более точное определение национальной безопасности для американских компаний и потенциальных китайских инвесторов станет важным шагом на пути к выработке США комплексного подхода к прямым иностранным инвестициям из Китая.

По материалам: inosmi

Комментарии

comments powered by Disqus

Разместить рекламу

Задать вопрос

×