Китайские компании во всем мире скупают сельскохозяйственных производителей, на что уже было потрачено $12,3 млрд. КНР, таким образом, старается обеспечить себе продовольственную безопасность. Внутренние ресурсы страны чересчур бедны, потому китайские компании начали международную M&A экспансию.
С 2004 года Китая приобрел шахты и нефтяные месторождения на сумму более $200 млрд. на географических пространствах от Аргентины до Австралии, однако сейчас страна сфокусировалась на продовольствии. Самое большое население станы требует решения проблем с провизией: Китаю необходимо около половины каждого произведенного в мире килограмма мяса или бушеля пшеницы, передает Bloomberg.
Китайские производители не могут обеспечить такие объемы собственными силами, и это одна из причин, по которой за 2013 год они пустили примерно $12,3 млрд. на приобретение сельскохозяйственных и продуктовых компаний.
Пока же китайское правительство использует проверенную временем стратегию «умеренного импорта» сельскохозяйственной продукции за счет приобретения сельхозугодий и создания собственных логистических центров в других странах, которым необходимы иностранные инвестиции.
Например, в сентябре прошлого года СМИ сообщали, что Китай собирается взять в аренду около 3 млн. гектаров сельхозугодий в Украине на 50 лет в рамках политики по использованию иностранных земель для выращивания сельхозкультур. Первоначальные инвестиции в проект, который должен был начаться в Днепропетровской области, продолжиться в Харьковской области и в Крыму, оценивались примерно в $2,6 млрд.
Одной из крупнейших покупок стало приобретение за $7 млрд. американского производителя мяса Smithfield Foods китайской Shuanghui International Holdings. Сделка включала долги американской компании.
Вице-президент одной из четырех крупнейших в мире продовольственных корпораций Cargill Пол Конвей сообщил, что сделки должны были произойти еще раньше. Китай продолжает глубокую интеграцию в мировую систему сельскохозяйственного производства.
На фоне бурного экономического роста Китая за последние несколько десятилетий правительство достаточно часто используют государственные компаний для приобретения активов в стратегически важных отраслях. К примеру, дорогое и долгосрочное приобретение нефтяных активов компанией PetroChina на $40 млрд., которая позволила Китая укрепить энергетическую безопасность.
Драйвером КНР в сфере продовольственной безопасности стала корпорация Cofco, которая взяла на себя 90% китайского импорта зерна и заключила две крупные сделки в этом году – приобретение контрольных пакетов акций агропромышленных Noble Group и Nidera Holdings за $2,8 млрд.
При покупке Noble Cofco получила сахарные заводы в Бразилии и элеваторы в Аргентине, маслоэкстракционные заводы в Китае, Южной Африке и Украине.
Через покупку Nidera китайская корпорация создала себе прочную базу для производства зерна в Аргентине, Бразилии и Центральной Европе, сообщил представитель Cofco. Компания станет одним из крупнейших торговцев в сельскохозяйственной отрасли и обеспечит себя работой в мировом масштабе, сообщает в апрельском отчете Fitch Ratings.
И цифры наглядно объясняют почему. 21% населения Земли проживает в Китае при том, что там всего 9% пахотных земель и менее 1% питьевой воды. Рост доходов населения увеличивает спрос на пищу, богатую протеинами, тогда как внутреннее производство этих продуктов приближается к критическому минимуму. По данным Всемирного банка, в среднесрочной перспективе население Китая продолжит расти и к 2028 году составит 1,43 млрд. Правда, к 2050 году прогнозируют его уменьшение до 1,36 млрд.
Однако в задаче обеспечения продовольствием Китая Cofco имеет множество конкурентов. По данным исследования токийской Continental Rice, около 70% всей торговли зерном в мире приходятся на Archer-Daniels-Midland, Bunge, Cargill и Louis Dreyfus Holding, известные как A-B-C-D. Помимо этого, большие перспективы есть у японской компании Mitsui & Co, которая за последние семь лет с нуля создала торговую сеть на всех пяти континентах.
Специалист по продовольствию и агробизнесу из Национального банка Австралии Патрик Виззон отмечает, что частные и государственные компании из различных стран организуют цепочки поставок из Австралии и обеих Америк в Китай. Виззон также является одним из директоров «дочки» Cofco – компании China Agri-Industries Holdings. Эксперт отмечает высокий потенциал китайских компаний для дальнейшего роста через поглощение – производителей масла, зерна, говядины и баранины.
Помимо этого, Маргарита Луи-Д, глава Louis Dreyfus, сообщила о проведении реорганизации для подготовки корпорации к возможной продаже части акций и выходу на размещение. В ближайшем будущем IPO не запланировано, однако корпорация хочет подготовиться заранее.
Экс-комиссар ЕС по вопросам сельского хозяйства Франц Фишер считает, что продовольственная безопасность должно включать в себя импорт, иначе моровая система обеспечения продовольствием работать не будет. Китай понимает, что самообеспечение – это просто отображение архаичного страха.
Ранее СМИ сообщали, что одним из приоритетных направлений в политике Пекина стало обеспечение продовольственной безопасности. Сегодня правительство обеспокоено тем, что в крупных городах загрязнение воздуха находится на гране критической отметки. Однако в официальных документах отмечается, что промышленное загрязнение почвы и воды к ряду экологических бедствий в сельскохозяйственных районах.
Корпорация Cofco создавалась через серию слияний среди государственных животноводческих и продовольственных в 1950-х годах. Сейчас компания является крупнейшей в своем секторе на китайском рынке, на нее работают боле 60 тыс. сотрудников.
Сегодня под управлением корпорации находится крупнейшие в Китае зернохранилища и порты, которые могут ежегодно обрабатывать более 100 млн. тонн. Помимо этого, Cofco владеет жилой и коммерческой недвижимостью, отелями, туристическими курортами, региональными банками и страховыми компаниями (совместно с Aviva), а также оказывает брокерские услуги.
Пол Конвей сообщает, что многим китайским государственным компаниям трудно вести дела в среде, с которой они не знакомы. В отличие от них, большинство топ-менеджеров Cofco работали и жили в США, потому достаточно интернациональны. Естественно, компания хочет приобрести активы на иностранных рынках.