Конец экономического чуда Китая?

Конец экономического чуда Китая?

Зависимость высоких темпов экономического роста Китая от инвестиций в основные средства принесла с собой не только высокие цены на энергоносители, но и открыла ящик Пандоры инфляции. Повышение ...

Одержимость властей высокими темпами роста ВВП и сотворила китайское экономическое чудо. Но именно она же теперь угрожает разрушить его. Помимо экономических перекосов, появления пузырей на национальном рынке подобная политика разожгла безосновательные ожидания у населения. Двадцать лет высоких темпов экономического развития Китая фактически лишили целое поколение ориентиров для перехода от одного состояния к другому: им казалось, что улучшения будут постоянными. Наплыв зарубежного капитала в течение десяти лет с момента вступления страны в ВТО в декабре 2001 года привел к таким темпам интеграции Китая в международное сообщество, каких мир еще не знал.

Идея поддержания высоких темпов роста ВВП появилась в 1998 году. Тогдашний премьер Госсовета КНР Чжу Жунцзи предложил в качестве основной модели экономической политики три принципа: рост не менее 8%, инфляция не более 3% и стабильность юаня. Экономические стимулы использовали повсеместно для развития инфраструктуры, но тогда это было оправданно. Однако политика нынешнего премьера Вэнь Цзябао привела к слепой одержимости высокими темпами экономического развития. Руководство Китая за последние десять лет осуждало все, что основывалось не на росте ВВП.

Раздувание темпов роста привело к дисбалансу в инфраструктуре. К примеру, вам нужна дорога для перевозки грузов с предприятия в порт. Но вам не нужны для этого десять скоростных дорог. Но именно это и происходило в каждой провинции Китая. На избыточную инфраструктуру уходили огромные ресурсы, что приводило к неизбежному и ускоренному повышению цен во всех секторах.

В результате страна получила несбалансированный рост. Вэнь Цзябао снял все ограничения на разработку месторождений, и добыча угля резко возросла. Китай вступил в глобальную борьбу за ресурсы, его интересы распространялись повсюду, от Южной Америки до Африки.

По мнению китайского руководства, такая политика и в дальнейшем обеспечит экономический рост и социальную стабильность. Но некоторые чиновники и аналитики все же опасаются, что эта идея уже нежизнеспособна.

Экономика Китая сегодня — это капитализм на стероидах, и существует опасность, что она сдуется. Необходимо задуматься над переосмыслением модели экономического гиперроста в пользу чего-то более гармоничного. Это означает возвращение к истокам более сбалансированной макроэкономической политики. Такая практика уже успешно использовалась в Китае в период перехода от социалистической модели к рыночной. Она прежде всего ориентирована на постепенную корректировку, а не на внезапный скачок.

Десять лет назад, по оценкам властей, в Китае ежегодно отмечалось около 80 тыс. случаев различных социальных возмущений, сегодня — уже до 150 тыс. Причины: коррупция на местном уровне, злоупотребления и превышения должностных полномочий органами правопорядка, захват земель и ухудшение экологии. Наиболее частая проблема — загрязнение окружающей среды промышленными предприятиями при поддержке региональных властей, которые стремятся «подкормить» ВВП, поскольку сегодняшнее руководство считает это единственным показателем экономического успеха. Новое строительство означает выведение из оборота сельскохозяйственных земель и переселение крестьян. Последние же часто недовольны компенсациями.

В итоге небольшая группа людей обставляет свои роскошные дома мебелью от мировых брендов, их BMW, Mercedes и Ferrari застревают в пробках по всей стране, а национальные запасы воды используются для полива частных полей для гольфа. Для руководства Китая и их приближенных, объединенных общими бизнес-интересами, это показатель экономического успеха. Люди же с улиц смотрят на ситуацию по-другому, порою даже с озлоблением.

Для тех, кто находится вне системы, показатели высоких темпов экономического роста и краткосрочной прибыли кажутся впечатляющими. Большинство живущих внутри системы осознают, что экономика Китая становится все более хрупкой. Сейчас, накануне передачи власти пятому поколению китайских руководителей, ясно, что страна сталкивается с такими же проблемами, как и десять лет назад, и что назрела необходимость серьезных реформ во многих секторах. Для ускорения экономики по-прежнему необходимы стимулы, и, вероятно, единственный выход — сделать ставку на «зеленую» экономику.

Один из чиновников финансового сектора так охарактеризовал сложившуюся ситуацию: «Это серьезный вызов, даже в большей степени серьезный, чем во время реформ 80-х и 90-х годов прошлого века. Тогда мы еще не знали, что такое капитализм. Сегодня каждый департамент правительства, каждый сектор экономики защищает свои интересы. И на центральном, и на местном уровне речь идет о контроле и получении прибыли от ресурсов. Реформа представляется уже гораздо более сложной задачей, так как касается уже не неизвестной нам области, а людей, которые отказываются от того, что им знакомо».

Новая реформа в Китае невозможна без переосмысления существующих социальных ценностей. Даже государственные СМИ открыто признают, что в обществе процветает культ денег. Международные люксовые бренды стали для китайцев признаками статуса и принадлежности к определенному социальному классу. Таким образом, баланса для китайской модели экономического роста уже не достичь простым использованием только финансовых и административных рычагов. Необходимо переосмысление такого понятия, как социальный успех. А это, возможно, как раз и станет самой большой проблемой для Китая.

По материалам: Investfunds
Лоуренс Брам, политолог, бывший советник при правительстве КНР

Читайте также

ЕК рассматривает возможность сокращения фонда оборонных закупок для Украины

ЕК рассматривает возможность сокращения фонда оборонных закупок для Украины

19.04.23
1795
Украина получит дополнительные €111 млн от Министерства развития Германии

Украина получит дополнительные €111 млн от Министерства развития Германии

19.04.23
1795
Новый владелец порта Усть-Дунайск построит новые подъезды к нему и планирует инвестиции в перевалку

Новый владелец порта Усть-Дунайск построит новые подъезды к нему и планирует инвестиции в перевалку

20.04.23
1795