Лукашенко поменял МАЗ на рынок

Лукашенко поменял МАЗ на рынок

Белоруссия готова начать поставки китайских автомобилей Geely в Россию, ради этого проекта Минск согласился на российские условия слияния МАЗа и КамАЗа.

Белорусские власти ради проекта по производству китайских автомобилей Geely для российского рынка согласились на российские условия слияния МАЗа и КамАЗа, утверждают источники “Газеты.Ru” в белорусском правительстве. Продавать собранные в Белоруссии Geely начнут уже в этом году, а объединение предприятий по производству грузовиков произойдет в 2013 году.

Строительство завода по сборке китайских автомобилей завершается в Борисове на ОАО “Автогидроусилитель” уже этой осенью. Об этом сообщил министр промышленности Белоруссии Дмитрий Катеринич. “Мы уже получили оборудование, идет его монтаж, — сказал чиновник. — И строительство, и монтаж оборудования будут закончены в сентябре этого года. И с того момента мы начнем выпуск автомобилей из SKD комплектов (для крупноузловой сборки, — “Газета.Ru”)”. После этого автомобили отдадут на испытание для получения одобрения типа транспортного средства в России. Этот сертификат даст право Белоруссии на реализацию автомобилей в России.

Весь проект по выпуску китайских машин на белорусских заводах изначально создавался в расчете на российский рынок.

В 2011 году в Белоруссии было продано 16275 новых автомобилей. В сравнении с “безрыбным” 2010 годом рост составил 26%. Для сравнения в России в 2011 году было реализовано 2 653 414 автомобилей. Поэтому любое новое автопроизводство внутри Белоруссии может быть ориентировано только на экспорт.

Проект стартовал в октябре 2011 года, когда Министерство промышленности Белоруссии и китайская компания Geely подписали меморандум о сотрудничестве по производству легковых автомобилей. В декабре 2011-го в свободной экономической зоне “Минск” было зарегистрировано совместное предприятие “БелДжи”. В состав компании вошли “БелАЗ” (50%), китайский производитель автомобилей Geely (37,5%), а также совместное ЗАО, которое было организовано холдингом “Автокомпоненты” и китайской компанией “Шаньтоу”. В марте 2012 года заключен инвестиционный договор, согласно которому общий объем инвестиций составил $244,9 млн.

Однако проект по производству китайских машин в Белоруссии для российского рынка с самого начала вызывал раздражение России, заинтересованной в сборочных производствах прежде всего на своей территории.

Посол России в Минске Александр Суриков в начале 2011 года даже грозился, что Россия заблокирует поставки на территорию Таможенного союза машинокомплектов для сборки Geely.

Вскоре у России появился более мощный рычаг давления на автопроизводителей в странах-соседях по СНГ — утилизационный сбор. В постановлении “Об утилизационном сборе в отношении колесных транспортных средств”, которое подписал Дмитрий Медведев, был особо определен порядок импорта легковых и коммерческих автомобилей с территорий стран-участниц Таможенного союза. В частности, право не платить утилизационный сбор получили производители, зарегистрированные на территории Белоруссии и Казахстана и включенные в перечень организаций, освобожденных от уплаты утилизационного сбора.

Именно поэтому вопрос о включении или не включении белорусского СП “БелДжи” в список льготников решался на самом высшем — политическом уровне. Источники “Газеты.Ru” в белорусском правительстве рассказали, что Александр Лукашенко фактически “обменял” внесение белорусских автомобильных производств в льготный список на ослабление своей позиции по МАЗу в рамках создания холдинга “Росбелавто” (МАЗ + КамАЗ).

Собеседник “Газеты.Ru” в белорусском правительстве заявил, что договоренность была достигнута на недавних переговорах Путина и Лукашенко в Сочи 15 сентября. Официального подтверждения этой информации пока нет.

Таким образом, Минск может согласиться на условия, при которых МАЗ внесет в фонд управляющей компании “Росбелавто” 75% своих акций, а КамАЗ — 49,9%.

“У официального Минска с МАЗом не было выхода, по сути. Россия для минских грузовиков — главный рынок. В Европе их не берут, а прочие страны СНГ — мелочь при таких масштабах производства, — подтверждает “Газете.Ru” белорусский бизнес-аналитик Антон Платов. — Если не отдать МАЗ на алтарь евразийской интеграции, то Россия просто “придушит” его за счет утилизационного сбора. Для Белоруссии это означает социальный взрыв и смену власти в стране. А так все довольны: “Ростехнологии” получают пусть не полный, но все же контроль над МАЗом, а белорусское правительство — карт-бланш на выпуск Geely для России”.

Первые Geely белорусской сборки уже ездят по Минску, сейчас завершается их сертификация. Проект по сборке китайских машин в Белоруссии будет реализовываться в три этапа. Первый этап — предварительный, на котором будут созданы мощности на борисовском заводе “Автогидроусилитель” по производству 10 тыс. автомобилей в год. Всего на данном этапе будет произведено до 2015 года 28,9 тыс. автомобилей. На втором этапе будут созданы мощности по производству 60 тыс. автомобилей. Для этого уже в январе 2013 года в свободной экономической зоне в деревне Пересады Борисовского района будет начато строительство завода, которое завершится в 2015 году. И третий этап с китайскими инвестициями в размере $66 млн — это вывод мощностей по данному заводу на 120 тыс. автомобилей в год.

Одновременно с этим министр промышленности Белоруссии Дмитрий Катеринич заявил, что создание холдинга “Росбелавто” завершится к марту 2013 года.

“В ближайшее время завершится финансовый аудит МАЗа и КамАЗа и разработка соглашения по управлению управляющей компанией холдинга “Белавтомаз”. К марту 2013 года, я думаю, будет завершена работа по созданию альянса”, — сказал Катеринич на брифинге в Минске.

Белорусский министр добавил, что в настоящее время завершена оценка по международным стандартам стоимости активов двух компаний. В августе текущего года белорусская и российская стороны подписали график мероприятий по созданию холдинга “Росбелавто” и стремятся придерживаться оговоренных в нем сроков.

Ранее, еще в июне, глава “Ростехнологий” Сергей Чемезов заявил, что планирует провести переоценку активов КамАЗа для создания холдинга с МАЗом в сентябре 2012 года. Позже первый вице-премьер Белоруссии Владимир Семашко сообщил, что, исходя из уже имеющихся оценок активов, холдинг “Росбелавто” будет создаваться на паритетных условиях. При этом, учитывая разницу в рыночной стоимости активов, МАЗ внесет в фонд управляющей компании 75% своих акций, а КамАЗ — 49,9%.

Позднее президент Белоруссии Александр Лукашенко несколько раз заявлял, что если российскую сторону не устраивает позиция Минска о паритете в уставном фонде и управлении холдингом, то республика готова отказаться от этого проекта.

Однако после этих заявлений пресс-служба главы Белоруссии сообщила о том, что между Москвой и Минском достигнута принципиальная договоренность о формировании холдинга “Росбелавто” через слияние на паритетной основе активов ОАО “МАЗ” и ОАО “КамАЗ”. 18 июля Дмитрий Медведев во время переговоров с Лукашенко заявил, что “создание “Росбелавто” находится в продвинутой стадии”.

Ранее также сообщалось, что британская аудиторская компания Ernst&Yang выполнила оценку стоимости активов МАЗа, которая составила около $800 млн. Белорусское правительство тогда посчитало эту оценку заниженной — по его мнению, оценщик не учел производственную и экспортную динамику последних лет, стоимость бренда и ряд других позиций. В июне 2012 года Владимир Семашко заявил, что после повторной оценки стоимость активов МАЗа повысилась до $1,1 млрд. Правда, кто проводил эту оценку, осталось неизвестным.

По материалам: Укррудпром

Читайте также