Проект специальной экономической зоны «Бараба» во вторник полпреду президента в СФО Виктору Толоконскому представил заместитель председателя СО РАСХН Сергей Сверчков.
«Это проект нашей академии — инновационный агрокластер в Западной Сибири, специальная экономическая зона. Барабинская степь — это компактная территория между Иртышом и Обью, на которой предполагается реализовать множество крупномасштабных проектов в сфере инновационного сельского хозяйства. Это рациональное природопользование и чистая энергетика», — сказал Сверчков.
По его словам, реализация такого проект позволит создать новый технологический уклад в критически важном секторе экономики — агропромышленном комплексе и обеспечит Сибирь, а впоследствии и значимую часть России, собственным продовольствием.
Сверчков сравнил идею проекта со знаменитой столыпинской реформой, по которой в Сибирь переселилось около 3 миллионов человек. По его словам, в настоящее время регион так же нуждается в людях и инвестициях.
«Предполагается, что будут созданы условия для переселения сюда 1 миллиона человек. Ядро зоны — Чановская озерная система. В целом ориентация проекта на чистую животноводческую продукцию. Этот сегмент мирового рынка растет со страшной силой. У нас есть десятки сортов (растений) и пород (скота), которые адаптированы, апробированы и мгновенно могут быть вменены здесь», — сказал Сверчков.
Ученые предполагают, что управлять подобным масштабным проектом на месте должна специальная дирекция.
По словам Сверчкова, проект предполагается разбить на несколько стадий реализации, а общие вложения будут зависеть от преференций его участникам, которые власти будут готовы предоставить.
«Фактически „Бараба“ может закрыть почти весь импорт продовольствия России. Объем предполагаемой реализованной продукции проекта — порядка 100 миллиардов долларов. Если мы говорим не о преференциях, а о предварительных вложениях, которые нужно, то приблизительная оценка всего проекта — это около 30 миллиардов долларов», — сказал он, отметив, что присоединиться к его реализации намерены крупные европейские научные и бизнес-структуры. По версии СО РАСХН, это должен быть межрегиональный проект.
Толоконский, в свою очередь, заметил, что, хотя целесообразность подобных интеграционных проектов у него и не вызывает сомнений, но представленную концепцию назвал скорее проектной идеей, чем готовым к реализации проектом.
«Заниматься этим, убежден, надо. Но, на мой взгляд одного исторического аспекта, почему это должна быть именно Бараба, недостаточно. Надо говорить в целом по стране, потому что аграрных территорий немало, и такие аргументы наверняка актуальны для юга России, для территорий Поволжья, Нижней Волги и так далее», — сказал Толоконский.
По его словам, проект требует либо более сильных аргументов в свою пользу, либо таких проектов должно быть несколько, а этот рассматриваться как пилотный. Кроме того, по мнению полпреда, стержнем программы должен быть реальный набор бизнес-проектов, интересных для инвестора и окупаемых.
Толоконский также поставил под сомнение возможность привлечения инвесторов для реализации проектов в зоне Барабинской лесостепи и призвал более четко «прочувствовать» эти риски.
Он отметил, что на федеральном уровне уже продекларирована цель более активного развития восточной части России, однако признал, что речь территориально идет именно о Восточной Сибири и Дальнем Востоке.
«Там будут преобладать несколько другие отрасли, потому что там объективно аграрная тематика не так интересна, как здесь. Может быть, чтобы как-то уравновесить... чтобы не шло акцентирование только на тех регионах, (ведь здесь есть тоже масса своих проблем) вот как раз для юго-западной Сибири можно было бы такой проект тоже оформить, в том числе и путем создания особой системы управления», — сказал Толоконский.