Минэкономразвития подписало четыре соглашения с автопроизводителями в рамках нового режима промсборки с более жесткими условиями. Ожидаемая сумма инвестиций в проекты составит более 5 млрд долларов до 2015 года, сообщил директор департамента особых экономических зон и проектного финансирования министерства Дмитрий Левченков.
«Автоконцерны намерены собирать в России в общей сложности до 100 моделей автомобилей объемом более 2 млн штук в год»
Старый режим промсборки привлек в экономику России более 2 млрд долларов и позволил создать свыше 20 тыс. рабочих мест.
Соглашения подписаны с консорциумом Sollers-Ford (заявленный объем инвестиций 1,2 млрд долларов), с VW (объем инвестиций 900 млн долларов), GM (1 млрд долларов) и консорциумом «АвтоВАЗ» – Renault – Nissan – «ИжАвто» – «КамАЗ» – Mercedes (объем заявленных инвестиций – до 2 млрд долларов).
По словам Левченкова, реализация данных четырех проектов в рамках нового режима промсборки позволит автопроизводителям увеличить уже имеющиеся мощности в 1,3 млн машин более чем на 500 тыс. автомобилей в год, а также модернизировать действующие производственные мощности, в том числе российских предприятий.
Согласно бизнес-планам компаний, они намерены собирать в России в общей сложности до 100 моделей автомобилей объемом более 2 млн штук в год (с учетом модернизации производств на «АвтоВАЗе» и «ИжАвто»). Так, проекты Sollers-Ford, VW и GM предусматривают выход на уровень производства 300 тыс. автомобилей в год. В планах консорциума «АвтоВАЗ» – Renault – Nissan – «ИжАвто» – «КамАЗ» – Mercedes собирать 1 млн автомобилей в год.
Напомним, что до 1 июня все автоконцерны, которые подписали в марте соглашение о намерении по новому режиму промсборки, должны были представить окончательный бизнес-план с объемом инвестиций и графиком модернизации мощностей.
Сопротивление бесполезно
Идею ввести новый режим промсборки на более жестких условиях Минпромторг озвучил еще в прошлом году. Режим промсборки предусматривает льготные пошлины на ввоз комплектующих для сборки автомобилей на восемь лет.
По старому соглашению, автоконцерны взамен на эти льготы должны были создать в России сборочные заводы мощностью не менее 25 тыс. автомобилей в год и в течение нескольких лет сократить список импортируемых автокомпонентов на 30% за счет их локализации в России. Подписать такое соглашение сроком на восемь лет концерны могли в 2005–2007 годах, после окошко закрыли.
В начале этого года (как раз у многих заканчивается действие предыдущего соглашения) правительство предложило автоконцернам новый режим промсборки на более жестких условиях. Теперь они должны построить новые или реконструировать имеющиеся мощности объемом не менее 300 тыс. автомобилей в год, создать в России производство двигателей или коробок передач, а также организовать конструкторские бюро. Кроме того, они должны довести уровень локализации производства до 60% от добавленной стоимости автомобиля.
Далеко не все автопроизводители восприняли такое предложение положительно. Эксперты объясняли, что в одиночку иностранным автоконцернам выйти на объемы производства в 300 тыс. машин с глубокой локализацией в России сложно и экономически нецелесообразно. Зато «АвтоВАЗу», который в партнерстве с Renault-Nissan готовится через несколько лет выпускать миллион автомобилей, такой режим промсборки вполне подходил.
Чтобы получить льготы на ввоз автокомпонентов, другим иностранным автоконцернам пришлось в спешном порядке искать партнеров, чтобы вместе подписать соглашения.
Volkswagen, уже даже подписав меморандум, все равно попытался облегчить условия нового режима промсборки. По нему автоконцерны получают таможенные льготы при импорте автокомпонентов для крупноузловой сборки в России (без сборки, сварки и окраски кузова). Однако соглашение ограничивает объем такой сборки 5% от общего объема производства. В марте немецкий концерн обратился к премьер-министру Владимиру Путину с просьбой увеличить объем крупноузловой сборки с 5 до 30%. Однако получил отказ.
Чиновники ужесточили условия промсборки – объемы производств и уровень локализации, чтобы привлечь в Россию поставщиков компонентов. Объемы в 25 тыс. автомобилей в год слишком малы для того, чтобы в Россию шли иностранные производители компонентов.
Судя по всему, дело сдвинулось с мертвой точки. По словам Левченкова, Минэкономразвития подписало меморандумы со 191 производителем автокомпонентов в рамках режима промсборки.
Сообразительный Fiat
В марте о намерениях работать в условиях нового режима промсборки заявили шесть компаний, а соглашений в итоге подписали только четыре. От подписания инвестсоглашения отказалась компания Magna, так как «у нее не получился бизнес-кейс, потому что они не практикуют сборку автомобилей», объяснил Левченков.
Не получилось подписать новое соглашение о промсборке и у итальянского концерна Fiat. Однако для него это положительный момент. Дело в том, что Минэкономразвития все-таки подпишет соглашение с Fiat до конца этой недели, но на основе не нового, а старого соглашения о промсборке. Видя такую несправедливость, ведомство расширит ряд обязательств Fiat.
В частности, Fiat должна будет увеличить объем мощностей до 120 тыс. автомобилей в год, тогда как по старому режиму промсборки достаточно было мощностей в 25 тыс., а по новому режиму требуется 300 тыс. машин в год. Кроме того, к компании будут предъявлены повышенные показатели по уровню локализации, ей надо будет построить завод по производству двигателей, уточнил Левченко.
Как пояснили в Минэкономразвития, Fiat заключил соглашение по промсборке на старых условиях, потому что он нашел прекрасного партнера – компанию «Савеко». Это совместное предприятие в Нижнем Новгороде компании «Самотлор-НН» и Iveco, дочерней компании Fiat. С «Савеко» ранее было подписано соглашение по старому режиму промсборки. ФАС в мае одобрила ходатайство Fiat о приобретении прав, позволяющих определять условия осуществления предпринимательской деятельности «Савеко».
Это СП было зарегистрировано еще в 2007 году. Партнеры хотели выпускать итальянские грузовики, пассажирские микроавтобусы и спецавтомобили объемом 25 тыс. автомобилей в год. Инвестиции в проект планировались на уровне 50 млн евро. В 2008 году началась узловая сборка коммерческого автомобиля Iveco Daily. Однако в 2009 году представители Iveco на встрече с руководством Нижегородской области попросили заменить партнера по СП в связи с тем, что российский участник СП – «Самотлор-НН» – попал в трудную финансовую ситуацию.
Теперь выпускать автомобили в Нижнем Новгороде хочет Fiat. Речь идет о выпуске легковых и легких коммерческих автомобилей Fiat, а также внедорожников Jeep общим объемом 120 тыс. машин в год. Компания намерена выпускать до восьми моделей. В рамках соглашения о промсборке Fiat обязуется инвестировать 1,1 млрд долларов в проект.
Напомним, что изначально Fiat планировал продолжить сотрудничество в России с компанией Sollers Вадима Швецова, создав СП. Однако Fiat не получил кредит от ВЭБа на 2,1 млрд евро для финансирования проекта, что значит, что банк не устроил бизнес-проект итальянцев. В феврале этого года Sollers нашел себе другого партнера вместо Fiat – американский Ford. Fiat решил развивать бизнес в России самостоятельно.