Самой громкой сделкой прошлой недели стала покупка корпорацией Sony стартапа Gaikai, разрабатывающего одноименную платформу облачных игр. За компанию, которой едва исполнилось три года, японский гигант заплатил $380 млн. Это не слишком большая плата за технологию, способную уже в среднесрочной перспективе полностью изменить расстановку сил в бизнесе и теоретически вытянуть Sony из пучин кризиса.
О Gaikai стало известно в конце весны 2009 года, когда глава компании Дэвид Перри представил сервис на Game Developers Conference в Сан-Франциско. Вместе со Стивом Перлманом, основателем дебютировавшего параллельно аналогичного сервиса OnLive, они рисовали эффектный пейзаж не столь отдаленного будущего, где все необходимые для видеоигр вычисления будут происходить на удаленных серверах, а результат будет через интернет транслироваться на самые разнообразные пользовательские устройства. Все тут же заговорили о революционном потенциале облачных игр, которые однажды смогут полностью трансформировать ландшафт индустрии.
Не поддаться всеобщей эйфории достаточно сложно. Только вообразите себе перспективы мира, где любая видеоигра запускается как видеоролик на YouTube. Окончательно канут в лету ритейлеры со своими заставленными дисками полками и навязчивыми продавцами («Вам что-нибудь подсказать?»). Постепенно начнет уменьшаться роль традиционных издательств, открывая путь для прямого взаимодействия разработчиков и геймеров. Даже для самых топовых игр откроются бесчисленное множество новых бизнес-моделей: freemium, месячная подписка, аренда и пр. Почти полностью будет побеждено пиратство.
Наконец, игры смогут совершить беспрецедентный технологический скачок. Основатель компании Epic, которая разрабатывает один из самых популярных компьютерных движков, Тим Суини полагает, что графика в видеоиграх будет неотличима от реальности, если современные графические процессоры станут мощнее в 2000 раз. Сколько пройдет времени, прежде чем подобные ресурсы можно будет уместить в пластиковой коробке перед телевизором? Gaikai и OnLive смогут производить все необходимые расчеты на суперкомпьютере и передавать изображение даже на холодильник.
В облаке все гаджеты равны между собой, так как выполняют лишь функцию портала в другой мир. Какая разница между планшетом, настольным компьютером, Xbox 360 и телевизором на кухне, если их единственная цель —демонстрировать картинки? Что в таком случае ждет сегодняшних флагманов игровой индустрии — Microsoft, Nintendo и Sony? Forbes уже писал о том, как традиционные игровые приставки постепенно превращаются в медиацентры для потребления всего спектра цифрового контента, а также объяснял, почему будущее будут определять глобальные экосистемы синхронизированных друг с другом устройств. Приход облачных технологий станет финальной ступенью этой эволюции. Война консолей, какой мы ее наблюдали последние два десятилетия, закончится. На ее место придет война облачных сервисов.
Позиции Sony в этой грядущей битве до сих пор вызывали большие сомнения. Бизнес некогда ведущей технологической компании планеты находится в продолжительном упадке (см. «Как умирала компания Sony»). Уже четыре года корпорация демонстрирует отрицательные финансовые результаты, а ее капитализация с начала нулевых сократилась в четыре раза. Sony последовательно упустила возможности закрепиться на рынке цифровой музыки и не успела вовремя оценить масштабы бума смартфонов и планшетов. Именно мобильные устройства ставят крест на ее новой портативной приставке PSP Vita. Наконец PlayStation 3 проиграла конкуренцию Xbox 360 в битве за место перед телевизором.
Однако не исключено, что, купив Gaikai, Sony все-таки успеет вскочить на уходящий поезд. Постепенно компания должна начать интегрировать наработки Gaikai в свою продукцию — от PlayStation 4, которая должна быть анонсирована в следующем году, до смартфонов Xperia и телевизоров. Конечная остановка — единое облако развлекательных сервисов, доступ к которому доступен через самый широкий спектр устройств.
По материалам: Forbes