Когда 12 декабря AstraZeneca заявила, что выделит $39 млрд на Alexion – всего через несколько часов после того, как первая вакцина COVID-19 была одобрена в США, обещая положить конец пандемии, - это стало признаком того, что активные слияния и поглощения могут вернуться в биофармацевтику.
Фактически, отраслевые наблюдатели уже предсказывали, что после неудачного 2020 года, заключение сделок в сфере биофармацевтики вернется к уровню, который предшествовал пандемии, уже в 2021 году.
«Важны основы. Крупные фармацевтические компании имеют балансы, которые можно использовать против слияний и поглощений, и необходимость вхождения в терапевтические области, где они могут добиться успеха», - сказал Арда Урал, доктор философии и сотрудник Ernst & Young в Америке.
По данным PwC, до объявленной сделки AZ в 2020 году было объявлено о 242 сделках в сфере фармацевтики и биотехнологий, что на 2,3% меньше, чем в предыдущем году. Но совокупная стоимость этих сделок упала на 61% и составила всего $141 млрд.
По прогнозам PwC, в 2021 году произойдут M&A-сделки на сумму от $250 до $275 млрд. Некоторые из них станут мегаслияниями на сумму превышающую $50 млрд.
Американская фармацевтическая компания Eli Lilly 15 декабря возвестила о росте числа заключенных сделок, когда пообещала выделить $1 млрд для Prevail Therapeutics, игрока в области генной терапии. Сделка была заключена всего через месяц после того, как Lilly объединилась с Precision BioSciences.
«Компании будут искать приобретения, которые помогут поддержать их стратегические планы, но мы также видим возможность как минимум одной действительно трансформирующей сделки», - сказал в интервью PwC Скай Милч, лидер по сделкам в области фармацевтики и науки о жизни в США.
По оценкам Милча, по состоянию на декабрь биофармацевтическая промышленность располагала капиталом в размере $1,47 трилл., которые она могла бы использовать против слияний и поглощений. «Это число снизилось всего на 6% по сравнению с 2019 годом. Это означает, что, хотя фармацевтика создавала устойчивость, чтобы преодолеть пандемию, отрасль все еще сохранила достаточную мощь для обеспечения неорганического роста», - сказал Милч.
Признаки восстановления активности M&A впервые проявились в сентябре, когда Gilead Sciences объявила о покупке Immunomedics за $21 млрд. Сделка, заключенная с премией в 108%, принесла компании Gilead первый в своем классе препарат Trodelvy против рака молочной железы TROP-2. И это произошло через шесть месяцев после того, как Gilead выложила $5 млрд. в Forty Seven в рамках другой сделки, которая способствовала стремлению компании отделиться от своей флагманской франшизы по инфекционным заболеваниям.
Сделка AZ-Alexion не только подтвердила возвращение крупных слияний и поглощений в отрасли. Это также ознаменовало поглощение американской биофармацевтической компании зарубежной компанией – тенденция, которая, вероятно, сохранится, сказал Урал.
«Глобальные биофармы ищут активы в США по двум причинам», - сказал Урал. «В США происходят инновации в области биотехнологий. И налоговые штрафы за приезд в США смягчены, по крайней мере, на данный момент. Это делает США желанной целью для хорошо финансируемых компаний ».
Какие активы могут стать популярными в 2021 году? Онкология и генная и клеточная терапия возглавляют списки большинства аналитиков. И они прогнозируют, что сделки будут сосредоточены не только на модных активах на ранней стадии.
«Мы видели много инвестиций в онкологию, и мы могли видеть, как некоторые из игроков, которые не добились успеха, начали уходить из нее», - сказал Милч. «Это создаст им возможность продавать свои лучшие активы или сотрудничать с ними. Подобная история может быть в генной и клеточной терапии ».
Компании с большой капитализацией, такие как Amgen, Biogen и Bristol Myers Squibb, часто упоминаются как наиболее вероятные участники сделок в биофармацевтике. Среди потенциальных целей аналитики назвали пионеров генной терапии BioMarin и bluebird bio, Global Blood Therapeutics и стартап иммуноонкологии Iovance Biotherapeutics.
Один большой вопрос на 2021 год: как смена караула в Вашингтоне может повлиять на заключение сделок в области биофармацевтики. Некоторые предсказывают, что избранный президент Джо Байден сделает цены на лекарства важной частью своей повестки дня. Однако перспектива того, что фармацевтические компании потеряют некоторую степень влияния на ценообразование, не нова
Помогает то, что венчурное финансирование в 2020 году останется сильным, несмотря на пандемию. По прогнозам Evaluate Vantage, сектор биофармацевтики привлек в третьем квартале $15,7 млрд., что позволит в 2020 году превысить $17,9 млрд., собранные за весь 2018 год.
Это предвещает возврат к крупным слияниям и поглощениям в секторе, говорится в прогнозе Evaluate Pharma на 2021 год. «Пока финансирование будет доступно в следующем году, власть будет оставаться в руках продавцов, но при этом есть много мотивированных покупателей».