Размещение Facebook: взгляд скептика

Размещение Facebook: взгляд скептика

×
277

Размещение Facebook: взгляд скептика

  • Переподписанная в пятый раз книга заявок демонстрирует, что инвесторы оптимистичны. Но социальной сети будет нелегко оправдать такие высокие ожидания

В ближайшее время Facebook намерен провести размещение, которое сделает эту компанию самой дорогой в истории американских IPO. Да и во всем мире только две компании смогли превзойти Facebook в этом отношении — китайские банки Agricultural Bank of China в июле 2010 года и Industrial & Commercial Bank of China в октябре 2006 года.

Социальная сеть планирует привлечь на рынке от $16 млрд в первый же день торгов. За всю историю американских размещений только General Motors в ноябре 2010 года удалось привлечь больше, $18 млрд. Но даже GM был оценен инвесторами ниже — в $50 млрд. Facebook будет стоить минимум около $100 млрд и превзойдет всех своих конкурентов в истории интернет сектора.

Прошлый год был ознаменован громким возвращением интернет-компаний на публичные рынки. За последние 12 месяцев на биржу вышли такие компании, как LinkedIn, Pandora, Zynga, Groupon, — среди прочих 18 IPO в хай-тек-индустрии. Всего в США за последние 12 месяцев было проведено 265 первичных размещений, которые в совокупности привлекли более $33 млрд. Facebook же намерен в одиночку привлечь почти половину этой суммы.

Размещение будет рекордным, и в этом уже не приходится сомневаться. Вопрос в том, будет ли оно столь же успешным.

Во времена бума доткомов средний рост цены акций интернет-компании в первый день торгов составлял 80-90% от цены предложения, при среднерыночных 40-60%. И даже после того, как пузырь сдулся, эта тенденция сохранилась. Сегодня бурный рост цен интернет-компаний мало кого удивляет, однако история показывает, что оптимизм инвесторов очень неустойчив. Большинство IPO запомнилось только ростом цен непосредственно в день размещения, но в дальнейшем рост прекращался. Сегодня из акций американских интернет-компаний выше цены предложения торгуются только Google (подорожавшего в 10 раз за 8 лет) и LinkedIn (+138% за год).

Что покупают инвесторы? Пользователей

В огромном проспекте Facebook почти в каждом разделе вы натолкнетесь на слова о том, что социальной сети удалось привлечь более 845 млн пользователей (сегодня уже за 900 млн, из которых 526 млн активных). Создать 125 млрд «дружеских связей», 300 млн фотографий и привлекать 3,2 млрд «лайков» в день. На Facebook приходится 20% всего времени, проведенного пользователями на Web-страницах.

В разделе о продуктах много говорится о том, что каждый пользователь — история, каждый товар — история; в Facebook нет клиентов и партнеров — там все друзья. Это то, что фактически продает Facebook — концепцию. Общество охватил синдром социальных сетей. Люди, как существа коллективные, нуждаются в обществе, друзьях и стремятся держаться вместе, люди любят рассказывать о себе.

А значит, Facebook знает, что вы любите, что слушаете, смотрите, куда ездите, что едите. При правильно подобранных критериях Facebook оценивает свою точность попадания в целевую аудиторию в 90%, при 35% в среднем по рынку. Рекламные компании не могут этого не ценить. Не говоря о том, что их вдохновляет количество времени, проводимое пользователями на сайте социальной сети.

В результате Facebook, в отличие от подавляющего большинства конкурентов, получает прибыль от своей операционной деятельности на каждого пользователя. Это очень важно для инвесторов особенно на фоне убыточных Groupon и Zynga (разместивших акции на Nasdaq в конце прошлого года).

Неудивительно, что пользователи Facebook — главный ресурс компании — более чем вдвое дороже пользователей конкурентов (>$100 за человека против $40 в среднем по рынку). Точнее, инвесторы готовы платить за пользователей социальной сети в два раза больше.

Однако не все в этой картине так радужно. Говоря о приросте пользователей (на сегодняшний день это ключевой показатель успешности социальной сети), стоит иметь в виду и стоимость привлечения/удержания этих масс. За последний год Facebook увеличил расход на каждого пользователя на 49%, доход — на 9%, а прибыль за аналогичный период сократилась (!) на треть — с $0,34 до $0,23 на пользователя.

Это извечная проблема интернет-компаний, готовых уйти в убыток ради привлечения новых подписчиков. Каждый тринадцатый человек на земле уже является ежедневным пользователем Facebook. Барьеры для входа на рынок в социальном интернете невысоки, поэтому вопрос о том, как долго и как успешно люди продолжат группироваться на Facebook, остается открытым.

Стоит признать, что пока мы имеем дело не с бизнес-моделью, а с явлением, которому еще предстоит доказать свою жизнеспособность.

Форбс 

Комментарии

comments powered by Disqus

Разместить рекламу

Задать вопрос

×