В ближайшие годы для инвесторов может стать гораздо более трудной оценка того, какой объем средств направить на кредитование западных стран и как сделать это дешевле. Теперь им придется тщательнее анализировать состояние их экономик, демографическую и, особенно, политическую обстановку.
Долгосрочные финансовые и геополитические последствия могут быть довольно значительными, затруднив для богатейших стран процесс поиска средств для помощи другим государствам, своим собственным банкам и для покрытия постоянно растущих расходов на стареющее население.
"Дело в том, что страны с развитым рынком становятся все менее кредитоспособны - на этом фоне более тяжелое пенсионное бремя...предполагает лишь ухудшение ситуации в ближайшие десятилетия", - пишет Чарльз Робертсон, главный экономист Ренессанс Капитал.
"Развивающиеся рынки тем временем находятся в гораздо более здоровой кондиции и большинство их, как представляется, будут двигаться в восходящем направлении в долгосрочной перспективе".
Эта растущая вера в себя, говорит Робертсон, ускоряет процесс. Благодаря тому, что все больше пенсионных фондов и других инвесторов направляют средства на развивающиеся рынки вместо рынков развитых стран, этот процесс будет протекать все быстрее.
Standard & Poor's в конце прошлой недели понизило кредитные рейтинги девяти стран еврозоны, лишив Францию и Австрию высшего статуса "ААА", но не тронув Германию. Рейтинги Италии, Испании, Португалии и Кипра были понижены на две ступени, а рейтинги Франции, Австрии, Мальты, Словакии и Словении - на одну. В результате этого Италия с ее огромными долгами оказалась на том же уровне "BBB+", что и Казахстан, а рейтинг Португалии опустился до "бросового" уровня.
Как и снижение рейтинга США в августе, этого шага S&P давно ожидали рынки.
РИСКИ
Два других крупных рейтинговых агентства, Fitch и Moody's, до сих пор не последовали примеру S&P ни в отношении Соединенных Штатов, ни касательно многих крупных стран Европы.
Более широкий взгляд на последнее десятилетие показывает, что разрыв между рейтингами развитых и развивающихся стран постепенно сокращается.
Согласно анализу, проведенному Ренессанс Капиталом, кредитный рейтинг Турции поднялся на четыре ступени в последнее десятилетие, тогда как рейтинг Испании потерял те же четыре ступени, Португалии - девять, а Греции - 15.
Уровень "BB" рейтинга S&P указывает на равенство Португалии и Турции, но рынок считает, что этот этап уже давно пройден. Стоимость страхования суверенного долга Португалии на кредитном рынке дефолтных свопов более чем в три раза выше, чем для Турции - 1095 базисных пунктов против 322.
Хотя Турция может соответствовать уровню своего рейтинга, ее позиция сильно зависит от политики - в частности, от способности премьер- министра Турции Реджепа Тайипа Эрдогана поддерживать стабильность в стране и решать собственные проблемы растущего дефицита.
Это тот тип ситуации, который мог бы доминировать на суверенных долговых рынках в течение следующего десятилетия.
"Россия поднялась на три ступени за прошедшие 10 лет, тогда как Италия опустилась на пять", - пишет Робертсон.
"Россия по-прежнему на одну ступень ниже Италии. За следующие годы, с учетом низкого уровня долга РФ, мы предполагаем, что Москва поднимется выше Мадрида".
Однако агентство Fitch не разделяет этой уверенности. В понедельник оно сократило прогноз по рейтингу России "ВВВ" с позитивного на стабильный ссылаясь не только слабый рост и увеличение зависимости от высоких цен на нефть, но, особенно, на растущую политическую нестабильность.
Та же картина наблюдается и во многих других развивающихся странах. В Южной Африке, Индии, Бразилии, Аргентине, Кении, Украине, Казахстане и многие других странах, политика окажется столь же важной как и экономика в формировании как их кредитоспособности, так и, в более широком смысле, их судьбы на ближайшие годы.
СТАВКА НА НЕПРИНЯТЫЕ РЕШЕНИЯ
В отношении западных экономик главным является то, что времена, когда политический риск был значимым лишь для развивающихся рынков, ушли в прошлое.
Экономика Германии может быть достаточно сильной, чтобы сохранить рейтинг "ААА", но ясно, что от Берлина будет зависеть, сохранится ли единая валюта и будут ли кредитоспособными страны, входящие в валютный блок.
Инвесторы в активы еврозоны могут изучать экономические данные, но, так как те фокусируются на системных проблемах долгового кризиса, которые игнорировались в течение многих лет, они знают, что по существу делают ставку на пока еще не принятые политические решения.
Некоторые говорят, что единственная хорошая новость заключается в том, что последние снижения рейтингов, наконец, открыли глаза Европы и, возможно, всему Западу, на реальное положение вещей в их экономиках.
"Основной эффект (от снижения рейтингов западных стран)... может заключаться в том, что будет вестись более честный диалог о реальных причинах кризиса... что будет лучше для нас, так как диалог, наконец, будет сосредоточен на реальности, а не на надеждах", - написал Стин Якобсен, главный экономист Saxo Bank.
"Фактически S&P сделало то, что должно было сделать: агентство проигнорировало презентацию в PowerPoint от ЕС и посмотрело на реальные счета. А счета ясно сказали сами за себя - никакого прогресса, никаких реальных планов".
Смогут или нет политические системы западных государств обеспечить экономический рост в следующие несколько десятилетий - уже другой вопрос.
Еврозона изо всех сил пытается действовать. Тем временем в Вашингтоне ключевой опасностью, возможно, является то, что система конституционных "сдержек и противовесов" приводит в тупик Конгресс и ослабляет исполнительную власть, делая проведение бюджетной политики попросту невозможным.
Источник: Рейтер