Роман Медведев, "Облако речи": "Поиск денег сильно отвлекает от проекта"

Роман Медведев, "Облако речи": "Поиск денег сильно отвлекает от проекта"

Создатель проекта "Облако речи" Роман Медведев поделился с UNOVA своими взглядами на то, как стартапу легче миновать "долину смерти"

На какой стадии ваш проект сейчас?

Сейчас мы заканчиваем первый продукт. С его помощью можно будет вести поиск по видео. В закрытом режиме мы планируем запустить продукт в мае. В последнее время мы существенно улучшили нашу технологическую платформу – перенесли все на облако. Еще месяц у нас уйдет на окончательную подготовку продукта к выходу. Мы хотим, чтобы пользователь пришел к нам на платформу и сразу начал использовать наш сервис.

Насколько ваш рынок конкурентен?

Конкурентов немного. Есть компании, которые теоретически могут сделать подобную технологию. Но у нас есть преимущество: мы знаем, как вывести продукт на рынок, где пользователь, как решить его проблемы.

Вы работаете в нише B2B или B2C?

На самом деле, и в B2B, и в B2C. Есть пользователи и потребители сервиса. Пользователи – это, например, ваши читатели, которые смотрят и ищут по видео. А потребители – это производители видео-контента, компании, которые хотят сделать свое видео более интерактивным и более посещаемым.

Планируете ли привлекать инвестиции в проект?

Да, но этот процесс не быстрый и для нас в первую очередь важно развивать проект и искать потребителя. Сейчас нам хватает собственных средств. Сначала мы хотим отстроить все технологические и бизнес-процессы, создать продукт, а потом только активно заниматься привлечением инвестиций, которые потребуются для масштабирования проекта.

Главное динамика развития проекта. Когда она положительная, деньги придут в проект сами. Предприниматели, с которыми мы встречались в Калифорнии во время Deep Dive, говорят одну интересную вещь: «Венчурные деньги вам дадут тогда, когда они уже не будут нужны».

Почему?

Во-первых, на поиск уходит много времени, которое можно было бы вложить в проект. Найдите минимум по модели Frends Fools Family. А когда ваш стартап покажет успешную динамику, деньги к вам сами придут. Видел в долине одного предпринимателя. Он привлекал $300 тыс., заключал тяжелую сделку с бизнес-ангелом, шесть месяцев согласовывал, отдал 10% компании и 10% инвестиций ушло юридические издержки. А через два месяца ему сделал предложение венчурный фонд.

Как же тогда стартап может пройти «долину смерти»?

В Америке очень популярный тренд сейчас: максимум бутстрепинга плюс ангельские инвестии. Венчурные деньги очень трудные: долгое согласование, потеря контроля над компанией. Ведь если дела в проекте начинают идти плохо, вас могут просто заменить на другого СЕО. У вас останется доля в компании, но заниматся операционной деятельностью будет кто-то другой. Чем позже вы привлекаете венчурные деньги, тем больше у вас шансов самостоятельно определять политику компании. Я не говорю тут про ситуацию, когда вы сами понимаете, что вы больше предприниматель, чем менеджер.

А в чем отличие предпринимателя от менеджера?

Предприниматель может создать бизнес: найти каналы продаж, сделать первые сделки. А менеджер может масштабировать, отстроить бизнес процессы. Не каждый предприниматель – хороший менеджер. Важно вовремя это понять.

И все же как поднимать стартап без инвестиций?

Любыми средствами: вкладывать свои сбережения, занимать, находить партнеров. А привлекать инвестиции надо только, если вы видите растущий процесс, и понимаете, что если вы добавите сюда денег, то у вас из 1000 пользователей станет 10 000, потом 100 000 и т.д. Инвестиции – добавка для масштабирования. Поиск денег сильно отвлекает от проекта.

Как популяризировать идею бутстрепинга в России?

Понимаете, это нельзя навязать. Почему в Америке к этому приходят? Там всем понятны минусы и плюсы венчурной индустрии. У нас же все думают, что инвестиции – это манна небесная, которая решит все проблемы в проекте. Можно бутстрепить на уровне технологического развития. Если раньше, чтобы масштабировать проект вам необходимо было купить новый сервер со сроком амортизации 2-3 года, то теперь вы можете пользоваться облачными технологиями, сохраняя при этом очень низкие издержки.

Как вы считаете, может ли менторство помочь стартапам в «долине смерти» или каждому надо набивать шишки самостоятельно?

Самому надо набираться опыта. Менторы могут помочь: вопрос в том, как устроен процесс менторства. Какая у ментора заинтересованность? Модель, когда ментор фактически контролирует твои результаты и ругает за лень, мне не представляется возможной. По-моему, у ментора должно быть много опыта и мало свободного времени, и он может подсказать, но за тебя он работать не будет. Если у него много времени, это не ментор, либо он ничего не понимает в бизнесе.

В Америке это называется Advisory Board. Есть 2 модели. Первая, когда вы используете громкое имя для слайдов в презентации. Это не работает. Второй вариант – поиск опытного человека в компании, не конкурирующей, но связанной с вашими потенциальными потребителями. Находите специалиста по маркетингу, технического специалиста, продавца. Вы даете им долю в компании, но четко описываете условия сотрудничества. Например, полпроцента сейчас, полпроцента после достижения определенного результата. Заключаете с ним реальное соглашение: что вы должны работать по определенной схеме и раз-два в неделю-месяц собираться и тратить столько-то часов на решение операционных, стратегических задач. Менторство – должно быть процессом. А если это менторство для галочки, то оно никому не нужно. Научиться можно только методом проб и ошибок. Не бойтесь делать неудачные проекты и задавать глупые вопросы.

Вы были в Кремниевой долине, общались с экспертами рынка. Что бы, в первую очередь, хотели изменить в проекте по возвращении?

Во-первых, презентацию проекта. Мы на российском рынке пытаемся делать презентации и рассказываем о функциях проекта. В Америке же они рассказывают реальные истории успеха людей, которые пользовались твоим сервисом.

Для инвесторов мы рассказываем о планах проекта, а там говорят о результатах. И это правильно. Нет смысла говорить, что через год мы покажем такие-то темпы роста. Надо говорить, например, о том, что мы три месяца назад сервис запустили, а сейчас у нас уже 100 тыс. пользователей – и все довольные.

Есть ли проекты, подобные вашему, на западе?

Есть близкие, но как наш, пока нет. Но на западном рынке есть несколько компаний, которые делают проекты по поиску в видео.

Почему сейчас появился спрос на подобные сервисы?

Во-первых, подошли технологии: теперь можно это делать довольно дешево. Во-вторых, немного изменился характер видео-контента. Если раньше большинство роликов были развлекательными, то теперь они стали носить информационных характер. И рынку нужны инструменты управления этим контентом. Конечно, вы можете сейчас найти ролики, но только по внешним признакам, без анализа содержания. И, в-третьих, реклама перетекает в интернет, и, прежде всего, в видео. Она и создает рынок для таких продуктов, как наш.

А почему вы решили делать облачную платформу? Почему сейчас такой большой спрос на облачные технологии: это модно или под это просто дают деньги инвесторы?

Облачные технологии – дешевле. Инвесторы дают деньги на такие проекты не потому что модно, а потому что в облаке найденная бизнес модель легко масштабируется. Венчур – это поиск новых масштабируемых моделей. В SaaS можно соединять много технологий в одном продукте и заполнять свободные ниши. Раньше нужен был бы сервер с базой данных за 5000 долларов, теперь можно это арендовать за 500 долларов. В России облака пока на зачаточном уровне. В США почти весь корпоративный рынок уже перешел на облачные платформы. Поддержка, миграция, расширение данных – все это дешевле делать в облаках. И если вы это не используете – вы проиграете.

Какие сейчас тренды на российском рынке стартапов?

Трехмерные игры в соцсетях. Это очень перспективно и должно взорваться. Второй тренд - приложения для соцсетей. Те, которые смогут решать конкретные задачи пользователя. В соцсетях надо делать приложения, потому что там коммуникации, там люди проводят время. Если вы решаете проблему пользователя в соцсетях, то вопросы масштабирования просто не стоят, вы получаете доступ к милионной аудитории. Геопозиционирование – рынок огромный, но важно придумать интересную модель. Пока мало кто знает, как там зарабатывать.

Есть ли сейчас на рынке стартапный пузырь?

Ощущение такое есть. Тем более что на рынке есть большое количество госденег, за которые cкоро подойдет время, когда надо будет оценивать первые результаты государственных вложений. И может оказаться, что результаты неутешительные. И начнут искать виноватых. Государство сейчас финансирует стартапы, а оно должно финансировать научные исследования. Оно должно предоставлять гранты на науку, на те проекты, куда не идет частный капитал. Потому что исследовательские риски очень большие.

Также на рынке мало экспертизы. В теории, если команда не опытная в части бизнеса, но технология у них есть, они могут найти венчурный фонд c сильной экспертизой, который и даст недостающие компетенции, найдет нужных людей. И проект выстрелит. В случае, когда зеленая команда находит деньги без экспертной поддержки – это большой шанс на провал. Пока на рынке много неопытных команд, и мало опытных инвесторов. Плохие результаты от сегодняшних инвестиций могут создать мнение, что венчурная индустрия не имеет перспектив. Поэтому важно действовать обдуманно.

Как вы считаете: лучше копировать бизнес-модели или обязательно изобретать что-то новое?

Копирование – хорошая бизнес-модель. Если это где-то работает, то с большой вероятностью сработает и у нас. Но наш рынок также имеет большие перспективы для запуска собственных проектов, нужно только найти проблему пользователя и решить ее.

Какие проблемы у вашего стартапа?

Одна из больших проблем – масштабируемость команды. Необходимость набора новых сотрудников и управление этим – огромный риск, найти хороших людей на нашем рынке очень сложно.

Читайте также