Целью авторов было определение стран и регионов с наиболее высокими барьерами для инвестиций в разведку, освоение и эксплуатацию нефтяных и газовых месторождений. Предполагается, что выводы ученых могут стать «подсказкой непривлекательным для инвесторов юрисдикциям рассмотреть возможность реформ, которые бы улучшили их рейтинг».
Исследование проводилось в период с 31 января по 25 апреля 2011 г. по 146 юрисдикциям. Ответы на 17 вопросов анкеты прислали 502 руководителя 478 компаний по разведке, освоению месторождений и добыче нефти, всех видов газа и битума. В совокупности эти компании вложили в разведку и добычу более 60% от мирового объема капиталовложений в отрасль.
Общий вывод канадских ученых: инвесторы отворачиваются от «юрисдикций с неблагоприятным фискальным режимом, политической нестабильностью, конфликтами из-за прав на землю и коррупцией, стараются избегать страны и регионы с дорогостоящими, длительными и непрозрачными процедурами оформления документации». И здесь вновь, как и в предыдущие годы, приходится с сожалением констатировать, что Российская Федерация остается в самой неблагоприятной для инвесторов группе стран. Она, правда, со 131 места в 2010 г. поднялась на 127-е, но занимает всего лишь десятое место в списке из 12 стран с самым «враждебным для инвестиций климатом», куда вошли Венесуэла, Эквадор, Боливия, Иран, Казахстан, Узбекистан, Демократическая республика Конго, Ирак и Ливия.
Кстати, за год эту группу покинули Туркменистан, Нигерия и Украина, переместившиеся в общем рейтинге соответственно на 125, 124 и 120 места.
Проблема привлечения иностранных капиталовложений в нашу страну в последние годы стала одной из ключевых для развития экономики в целом и горнодобывающей отрасли в частности. На фоне других отраслей добыча нефти и газа смотрится вроде бы неплохо, объемы добычи растут, однако до достижения хотя бы среднемирового уровня эффективности все еще далеко, и все, включая первых руководителей страны, понимают, что без участия иностранцев поднять эффективность отрасли в целом или, например, коэффициент извлечения нефти (КИН) вряд ли удастся. Поэтому вопрос о том, как воспринимаются потенциальными инвесторами условия работы в нашей стране, очень важен.
С этой точки зрения исследование Институт имени Фрейзер особенно актуально, так как оно объективно и достаточно всесторонне отражает именно восприятие, на основе которого и принимаются решения вкладывать деньги в развитие нашей промышленности или нет. Можно сколько угодно критиковать зарубежные СМИ, западных политиков и экологов за то, что они необъективно изображают происходящее в России, однако факт остается фактом – окончательные решения крупными и, особенно, институциональными инвесторами будут приниматься на основе их собственного восприятия положения в нефтяной отрасли.
В рейтинге фискальных условий, который, с точки зрения иностранцев, является самым важным для принятия решения об инвестициях, Россия стоит пятой снизу после Ирана, Венесуэлы, Ливии и Боливии.
В рейтинге систем налогообложения – еще ниже: четвертая после Венесуэлы, Ирана и Эквадора. Наконец, по таким характеристикам, как непрозрачность процедур предоставления месторождений, сложность и дублирование норм регулирования предпринимательской деятельности, судебная система, Россия также неизменно находится в группе стран с самым неблагоприятным инвестиционным климатом (места с 6 по 14 снизу).
Вместе с тем, по данным канадских ученых, Россию все-таки нельзя считать совсем бесперспективной. У нас относительно высокие результаты по таким показателям, как качество рабочей силы, развитость инфраструктуры и качество базы геологических данных. Иными словами, если исходить только из позитивных показателей и размеров запасов углеводородов, то Россия заслуживает гораздо большего внимания иностранных инвесторов, чем сейчас. При этом давно известно, что надо сделать, чтобы изменить их мнение о нас.
Во-первых, как отмечает председатель Совета Союза нефтегазопромышленников России Юрий Шафраник, необходимы открытые, равные, конкурентные основы хозяйствования и «формирование адекватной системы налогообложения, основанной на обложении не валового дохода, а экономических результатов деятельности недропользователей». Решительно препятствуют развитию отрасли также пропагандистские демарши, заменяющие эффективные меры стимулирования инвестиций и инноваций. Создание соответствующих фондов (суверенных или международных) – это механизм, которым давно и плодотворно пользуется «просвещенный мир».
Собрать такой механизм в России исключительно трудно – не позволяет не столько законодательный потенциал, сколько безнаказанность неисполнительных или коррумпированных чиновников.