Рынок совместного использования транспорта (shared mobility) в последнее десятилетие очень активно развивается. Это связано с появлением новых технологий и широкого набора моделей использования транспорта, включая совместные поездки в такси, P2P-каршеринг, аренду электроскутеров и так далее. Эксперты McKinsey проанализировали состояние рынка, инвестиции, потребительские настроения и тренды в этом секторе.
В 2019 году объем рынка совместного использования транспорта составил 130–140 млрд долларов, причем около 90% приходится на сегмент такси. Каршеринг и P2P-каршеринг составляют меньше 10%. По количеству поездок сильнее всего вырос сегмент аренды самокатов, велосипедов, электроскутеров. До 2017 года в этом сегменте было меньше 1 млн поездок в год, а в 2019 году — уже 160 млн. По оценкам McKinsey, к 2030 году объем потребительских расходов на услуги микромобильности может вырасти до 300–500 млрд долларов.
Суммарный объем инвестиций в рынок совместного использования транспорта с 2010 года достиг более 100 млрд долларов. Основные инвесторы здесь не автопроизводители, а венчурные фонды и фонды прямых инвестиций (их доля — 72%). На втором месте — технологические компании (21%), а на автопроизводителей приходится всего 4% инвестиций.
Почти половина этих инвестиций (95 млрд) пришлась на сервисы такси, причем значительная часть — на трех крупнейших мировых игроков. Инвесторов привлекает то, что сервисы такси стремятся расширять базу клиентов и водителей, но при этом сами не являются операторами парка. Другой важный фактор — возможность сделать ставку на будущее: появление роботакси и шаттлов может кардинально изменить рынок и резко повысить прибыльность бизнеса.
Предлагается к покупке действующий прибыльный бизнес по прокату автомобилей с офисами в крупных городах Украины
Инвестиции в средства микромобильности растут очень быстро: компании этого сегмента привлекли уже 9 млрд долларов. В каршеринг вложено около 3 млрд долларов, что относительно мало. Это можно объяснить медленным ростом числа поездок, высокой стоимостью активов и рядом неудобств для потребителей (вопрос с парковкой, трафик, необходимость искать автомобиль).
Практически экспоненциально растут инвестиции в городской воздушный транспорт (летающие такси). На июнь 2021 года в этот сегмент вложено уже 8 млрд долларов. Эти средства сосредоточены в руках нескольких крупных игроков, пишет McKinsey.