- Совокупное количество сделок слияния и поглощения (M&A) остается на стабильном уровне, несмотря на волатильность рынка и геополитическую неопределенность
- Рекордное количество сделок выхода (outbond deals) в Китае
- Согласно новому исследованию EY, цифровые технологии будут стимулировать заключение сделок: 67% руководителей планируют вкладывать деньги в новые проекты
Лондон, Киев, 13 сентября 2016 года. Несмотря на высокий уровень волатильности на рынке капиталов и неопределенность экономического роста, количество глобальных сделок не уменьшилось в первой половине 2016 года.
В то время как общая стоимость сделок снизилась на 18% в течение первых шести месяцев по сравнению с аналогичным периодом в 2015 году, дефицит был почти полностью обусловлен нехваткой восьми крупных финансовых сделок (более 10 млрд долларов США). Стоимость крупнейшей сделки года осталась на уровне 2014-го, но выросла на 35% по сравнению с 2013 годом.
Общий объем остается на стабильном уровне и насчитывает 17 642 сделки, объявленные в первой половине 2016 года, против 17 665 сделок в 2015 году и 17 464 – в 2014-м.
Стив Крускос, заместитель вице-президента глобальной организации EY и руководитель международной практики консультационных услуг по сопровождению сделок, комментирует:
«Компаниям необходимо развиваться для того, чтобы удовлетворить требования инвесторов, и во многих случаях темп органического роста не соответствует ожиданиям. Кроме того, необратимые изменения, которые охватывают деловую среду, усиливают конкуренцию и влияют на основные бизнес-модели. Для многих компаний выжидательная позиция не является целесообразным решением, поскольку они стремятся получить конкурентные преимущества, а также новые возможности для роста и эффективного управления затратами благодаря заключению сделок».
Владислав Остапенко, руководитель отдела корпоративных финансов и M&A компании EY в Украине, комментирует: «В Украине наблюдается похожий вектор спроса со стороны инвесторов. В дополнение к традиционно активному АПК мы видим устойчивый спрос и активность в IT-сегменте, причем как в сфере продуктовых компаний, которые продвигают свои уникальные разработки, так и в сфере сервисных компаний, которые предлагают услуги по разработке ПО. Интерес к сектору есть не только со стороны более крупных IT-игроков, но также и финансовых инвесторов – венчурных и Private Equity фондов, а также инвесторов, которые ранее не вкладывали в эту отрасль, но понимают, что за цифровыми технологиями будущее. Наша команда уже успешно завершила ряд проектов, связанных с привлечением инвестиций для украинских IT-бизнесов, и мы по-прежнему видим устойчивый спрос на качественные активы в этой отрасли».
Снизит ли референдум ЕС активность на рынке M&A?
Анализ, проведенный специалистами компании EY, обнаружил, что последствия недавнего референдума ЕС в Великобритании могут повлиять на глобальную активность на рынке M&A в краткосрочной перспективе. Из-за неопределенности дальнейшего развития Европы, компании Великобритании и ЕС вероятно откажутся от инвестиций в ближайшем будущем, пока план действий не будет очерчен более четко.
В то же время организации США и Азиатско-Тихоокеанского региона могут ускорить процесс поглощения компаний стран ЕС и Великобритании, если относительная стоимость активов, обладающих глобальными клиентскими базами и ценными технологическими разработками (интеллектуальная собственность), станет более привлекательной. Такая ситуация, скорее всего, сложится в промышленности, секторе технологий, биологических наук и потребительских товаров в Великобритании, или еще масштабнее – на рынке ЕС.
«Европейский бизнес неизбежно столкнется с краткосрочной неопределенностью, поскольку сложные последствия выхода Великобритании из ЕС достаточно ощутимы, –подытоживает Стив Крускос. – Тем не менее, Великобритания остается открытой для бизнеса, а долгосрочная стратегия заключения сделок будет поддерживать активность в экономике.
Кроме того, в современных условиях взаимосвязанного и глобализирующегося рынка любая краткосрочная неопределенность может создать благоприятные возможности подписания сделок M&A для компаний, которые находятся за пределами Европы и желают инвестировать в регион по привлекательным ценам».
Покупательная способность Китая выходит на первый план в 2016 году
Иллюстрируя меняющуюся динамику глобального рынка сделок M&A, в 2016 году китайские компании установили новый рекорд по покупке зарубежных компаний.
«Если рассматривать китайские сделки выхода, то за первые шесть месяцев 2016 года они превзошли общий объем 2015 года, который также был рекордным, – комментирует Стив Крускос. – Рост на национальном уровне и поддержка правительством планов расширения китайских компаний стимулируют зарубежные приобретения с целью развития китайской экономики и процветания страны».
Китайские компании объявили о заключении 387 сделок в первой половине 2016 года с общей стоимостью в размере 129 млрд долларов США, превысив рекорд 2015 года на 97,9 млрд. Китайские компании возобновили курс на приобретение промышленных роботов и соответствующего программного обеспечения, преимущественно у европейских компаний.
Китай, уже являясь крупнейшим потребителем в мире промышленных роботов, кажется, стремится стать их ведущим поставщиком. При этом, он продолжает поиск технологических инноваций во всем мире.
Как экономика цифровых технологий будет способствовать заключению сделок M&A?
Согласно исследованию компании EY «Экономика в эпоху цифровых технологий» (Digital Deal Economy), которое базируется на опросе более 600 руководителей компаний нетехнологического сферы, девять из 10 фирм во всем мире ощущают рост конкуренции со стороны компаний, которые освоили цифровые технологии.
Рассматривая перспективы развития сделок M&A на глобальном уровне, исследование также выявило, что почти две трети руководителей (67%) планируют вкладывать деньги в диджитал в ближайшие два года и применять новые технологии для преобразования своего бизнеса.
Согласно результатам исследования, руководители признают, что цифровые преобразования влияют на все аспекты их бизнеса. Они также знают, что конкурентная среда быстро меняется, поскольку барьеры для входа размываются новыми технологиями.
Стив Крускос комментирует: «Принципиальный вопрос заключается в том, смогут ли компании создать возможности, необходимые для достижения успеха в удивительном цифровом мире – или они должны за них заплатить? Большинство руководителей считают, что эффективнее купить новые технологии, поскольку процесс внедрения инноваций путем органического роста может быть слишком медленным.
Технологический прогресс продолжает стимулировать конвергенцию отрасли и влиять на поведение потребителей. Это заставляет компании принимать дальновидные, ориентированные на совершение сделок стратегии для обеспечения устойчивого развития в ближайшем будущем».
Тенденция, при которой компании нетехнологического сферы покупают активы в технологическом секторе, продолжилась и в первой половине 2016 года: бизнес использует диджитал для ускорения своего роста.
Альянсы также становятся все более привлекательным решением и рассматриваются наравне со сделками поглощения, а иногда даже замещают их, поскольку компании ищут новые возможности. Согласно исследованию EY, треть руководителей планирует создать альянсы и партнерства в ближайшие два года.
«Почти 90% руководителей усилили диджитал составляющую в своих стратегиях управления капиталом, приобретение инновационных активов становится все более привлекательным направлением, – отмечает Стив Крускос. – Руководители делают вывод, что наиболее эффективным подходом является обеспечение соответствия всех инвестиционных решений будущей цифровой стратегии бизнеса».