- Николай, в чем суть работы венчурных фондов?
- Повысить капитализацию компании, превратить ее в актив, который все захотят приобрести. Согласитесь, никто не захочет купить у вас просто бизнес. Он должен быть хорошим. Для того, чтобы он и стал таковым, существуют фонды. Они вносят свой Value Add – улучшают продукт и стратегию работы с ним, превращают его в актив. А затем, собственно, продают.
- Говоря сегодня о фондах, вы упомянули Partners и Limited Partners. В чем разница?
- Limited Partners - это пайщики. У фонда своих денег нет, дают их как раз пайщики. Как таковых паев у них нет, так что выйти из компании они не могут - это прерогатива фонда. Сначала они объявляют, что готовы за такое-то время совокупно вложить определенную сумму. Затем отдают ее часть каждый раз, когда фонд находит подходящую компанию: скажем, технологичный стартап на стадии роста или проект из "горячих областей" - сейчас это коллективные покупки и все, что связано с виртуализацией. А собственно Partners - это партнеры фонда, которые инвестируют средства, работают над Value Add.
- Если у фонда нет своих денег, на что он живет? Ведь это бизнес, не альтруизм.
- В соглашении с пайщиками прописана комиссия, которую фонд берет за поиск и управление портфелем проекта. Обычно это определенный процент объема фонда. Эти деньги и идут на операционные расходы.
- Но как убедить людей дать фонду свои деньги в распоряжение?
- Ситуации совершенно разные. Плюсом будет, если вы предприниматель, имеющий опыт в сфере, в которую хотите вкладывать. Важно уметь оценить перспективу проектов, так что знание области сыграет вам на руку. Но ключом к успеху и пониманию механики работу фондов является даже не это, а стратегия. Стратегия первична по отношению к остальным вещам. Она-то и заставляет доверять вам.
- Что подразумевается под стратегией?
- Это четко проработанные и прописанные принципы работы фонда. Пайщики и представители фонда должны четко понимать, сколько будет существовать фонд, какое время отводится на поиск проектов, а какое - на управление и продажу активов. В стратегии должны быть определены ожидаемый возврат, а также "портреты" проектов, в которые будут вливаться инвестиции.
Методы сегментирования у каждого свои. Кто-то делит проекты по индустрии и решает, что делать, если к нему придут несколько конкурирующих компаний - давать деньги всем или только одной. Кому-то важна географическая принадлежность проекта. Не забывайте про такой критерий как готовность стартапа к инвестициям.
- Как фонды находят тех, в кого они решились вкладывать деньги?
- После того как у вас появились пайщики, начинается поиск и отсев компаний. Все начинается с получения информации. Первый вариант – "входящий" - если это проекты на ранней стадии, то обычно они сами обращаются к вам. Затем этот поток разбивается по степени готовности проектов. Мы используем свою терминологию: hot — те, с кем готовы работать; warm — стартапы, с которыми готовы встретиться лично; cold — те проекты, что нам еще не подходят, но делами которых нужно периодически интересоваться.
- Вы упомянули, что есть еще второй вариант?
- Это если компания находится на стадии роста. Мы называем такой формат поиска проектов "исходящим", ведь часто фонды сами приходят к ним. И здесь вновь на первый план выходит стратегия: вы должны понимать, что можете предложить проекту.
- По каким основным критериям фонд принимает решение о работе с проектами?
- Во-первых, это потенциал роста. Область, в которой работает проект, должна быть развивающейся, чтобы компания могла быстро и постоянно расти. Инвесторы отбирают проекты, темпы роста которых выше, чем 50-60% в год.
Во-вторых, это команда, сознающая свои позиции на рынке и стратегию выхода. Инвестору всегда хочется понять, что это за люди, проект которых он собирается профинансировать. Инвестируя в компанию, фонд ставит на нее "отметку качества", доверяет свою репутацию. Это важно учитывать.
- Что следует после решения о сотрудничестве?
- Когда проекты отобраны, наступает фаза работы с ними: прорабатываются детали сделки, определяются доли, готовятся документы. Все эти этапы занимают в среднем от нескольких месяцев до года и завершаются переводом денег. А далее есть 4-5 лет, чтобы создать актив и продать его.
- Каковы варианты выхода?
- Продажа или вывод на IPO. Если просто, то компания или становится как Google, или Google эту компанию покупает.
- Часто ли вы сталкивались с тем, что неким проектом одновременно интересовались и ABRT, и соперничающий фонд? Как решалась ситуация?
- Повторюсь, интерес к тем или иным проектам определяется стратегией. Бывает, что интересы пересекаются, куда же без конкуренции? Но в целом отношения между представителями фондов строятся нормально: мы часто общаемся, даже бываем готовы делиться информацией друг с другом.
Стартапы: hot or not?
Николай Митюшин из ABRT предложил слушателям специализации "Менеджмент в сфере интернет-технологий" взглянуть на рынок стартапов глазами инвестора и рассказал о стратегии и механике работы ...
25.02.11
Источник: UNOVA
Читайте также
Заполните, пожалуйста, ваши контактные данные, чтобы получать ежемесячную рассылку!