В течение этого процесса инсайдеры компаний, включая венчурных инвесторов, руководство и давних сотрудников, смогли заработать миллиарды долларов на этой неожиданно появившейся финансовой удаче. Однако для обычных акционеров инвестирование в эти новоиспеченные публичные интернет-гиганты не было столь прибыльным. Став публичной компанией, - с последующим обогащением инсайдеров – Facebook потеряла в цене акций 43%, Zynga – 69%, Groupon – 72%. И все три компании сейчас судятся с частными инвесторами.
Фортуна, одарив миллиардами инсайдеров компаний и оставив с носом частных акционеров, дает повод поставить вопрос о цели и подлинной чистоте процесса IPO. Можно цинично предположить, что вся эта игра была подстроена для обогащения инсайдеров за счет инвестиций извне. Но для справедливости нужно отметить, что венчурные инвесторы и давние сотрудники очень рисковали, и тем заслужили свое вознаграждение. Также процесс IPO разработан для привлечения капитала частных инвесторов в целях финансирования хозяйственной деятельности, и в этом смысле привлечение также было проведено успешно: у Facebook сейчас больше 10 млн.долларов наличности, тогда как у Zynga и Groupon – больше чем по 1 млрд.долларов. В конце концов, вложение в IPO технологических компаний – дело не для слабонервных, и инвесторы не должны надеяться на большие симпатии для проигравших – если только, конечно, Комиссия по ценным бумагам и биржам США или суд не признает произошедшее мошенничеством или каким-то другим должностным преступлением.
Абсурдный контраст между массивными доходами инсайдеров в Facebook, Zynga и Groupon и ужасное поведение акций этих же компаний на рынке, делает процесс IPO - и, соответственно, рынки капитала США – неприглядным. И это плохо для всех. Правда необходима для эффективного функционирования наших рынков капитала, и в той степени, в какой частные инвесторы считают, что процесс IPO компаний был специально подстроен для получения выгоды инсайдерами, в той степени это отражается на представлении о добропорядочности в экономической системе США вообще, которая сейчас переживает наибольший разрыв в благосостоянии граждан за последние десятилетия. Давайте рассмотрим, как было проведено IPO трех известных интернет-компаний, а также то, как при этом инсайдеры собрали огромный урожай. Мне бы хотелось, чтобы проведенные продажи акций не оказались противозаконными или хотя бы даже неэтичными, но они действительно показывают то, как такой процесс может привести к значительному благополучию инсайдеров, в то время как обычные акционеры столкнулись с драматическими падениями цены акций.
Facebook: Этот титан социальных интернет-сетей стал публичным в мае и оценивался в 100 млрд.долларов. Сегодня, по прошествии всего трех месяцев, компания оценивается почти вполовину меньше, несмотря на тот факт, что индекс Nasdaq – где Facebook провел IPO – повысился за это же время почти на 20%. Что же не так? За время проведения IPO доходы инсайдеров Facebook были потрясающими – 10 млрд.долларов, в том числе (данные любезно предоставлены аналитиком Генри Блоджетом): исполнительный директор Facebook Марк Цукерберг – 1,14 млрд.долларов, компания Accel Partners – 2,1 млрд.долларов, венчурный капиталист Питер Тиль – 638 млн.долларов, инвесткомпания DST Global - 1,7 млрд.долларов, банк Goldman Sachs - 923 млн.долларов, российская инвестиционная группа Mail.ru Group - 745 млн.долларов, фонд Tiger Global – 722 млн.долларов. Конечно, большинство из этих ранних инвесторов по прежнему являются держателями акций Facebook, и их цена также упала, как и у остальных акционеров. Но те сверхдоходы, которые они получили, продавая акции на IPO, несомненно, смягчили огорчение от падения акций.
Zynga: Этот американский разработчик интернет-игр стал публичным в декабре 2011 и оценивался тогда в 10 млрд.долларов. Сегодня компания оценивается приблизительно в 2,24 млрд.долларов, при этом падение ее акций было шокирующим – 69% от цены IPO. В апреле, когда цена акций еще держалась на уровне цены IPO, Zynga вышла со «вторичным предложением», в рамках которого инсайдеры продали акций больше чем на полтора миллиарда долларов – и теперь эти акции стоят копейки от предлагаемой тогда цены. Доходы инсайдеров (данные любезно предоставлены аналитиком Генри Блоджетом): исполнительный директор Zynga Марк Пинкус – 200 млн.долларов, инвесткомпания Institutional Venture Partners - 70 млн.долларов, инвесткомпания Union Square Ventures - 62 млн.долларов, Google - 48 млн.долларов, компания Silver Lake Partners – 48 млн.долларов, венчурный капиталист Рейд Хоффман – 8,2 млн.долларов. Опять таки, эти инсайдеры по прежнему являются держателями больших пакетов акций компании Zynga, но у них определенно было «золотое время», когда они смогли заработать миллионы на пиковых ценах акций.
Groupon: Американский сервис коллективных скидок Groupon стал публичной компанией в ноябре 2011 года и оценивался тогда в 13 млрд. долларов. (Сейчас оценивается в 4,8 млрд.долларов, а его акции после выхода с IPO упали на 72%.) В случае с Groupon инсайдеры заработали больше 800 млн.долларов еще до того, как компания стала публичной. В январе 2011 года Groupon «поднял» 950 миллионов долларов на своем последнем раунде по сбору фондов перед выходом с IPO. Согласно данным журналиста Питера Кафки веб-сайта AllThingD, к концу марта 2011 у компании было всего 209 миллионов долларов. Так куда подевались все деньги? Оказывается, даже тогда, когда Groupon терял доходы, компания выплачивала огромные деньги своим инсайдерам , покупая акции: глава Groupon Эрик Лефкофский – более 300 млн.долларов, инвесткомпания Samwer brothers – 170 млн.долларов, инвесткомпания Rugger Ventures – 133 млн.долларов.
Если всего это не знать, то можно было бы заключить, что эти инсайдеры использовали свой венчурный капитал и процесс IPO для завышения стоимости своих компаний в целях дальнейшего собственного обогащения. Вкладывай раньше – и пусть с последствиями разбираются обычные инвесторы (а последствиями для каждой из этих компаний стали драматически, даже шокирующе падения цен на акции). Конечно же, большинство этих инсайдеров также понесли большие убытки по ценным бумагам, как и обычные акционеры, но это не служит им оправданием после того, как они получили миллиардные доходы. (Стоит отметить, что одна из соцсетей – LinkedIn - повысила свою стоимость на 11% после выхода с IPO.)
Более широким является вопрос о потенциальном кризисе доверия к важнейшей функции американских рынков ценных бумаг – к процессу IPO – инвесторы могут начать думать, что этот рынок – не более чем подстроенная рулетка, где выигрывают только сам игральный дом и инсайдеры в то время как из них просто выкачивают деньги. То, что было разыграно в течение последних 18 месяцев, было ничем иным как мультимиллиардное перемещение благосостояния от инвестирующей общественности к инсайдерам Силиконовой долины, большинство из которых и так имели огромные состояния. Не обращайте внимания на судебные иски обычных инвесторов и федеральные разбирательства. Этот период IPO должен был стать триумфальным моментом для Силиконовой долины и Wall Street. Однако он обратился в конфуз для системы.