Причин для формирования сильного бренда три. Первое – лучшая презентация вашего проекта. Второе – сильный бренд в области технологий поможет привлечь к делу лучших специалистов и технарей. Третье – сильные бренды привлекают покупателей, которые станут вашими «подопытными кроликами» для тестирования продукта.
Томас Гэд является сооснователем и акционером стартапа Quickable, доступного для iPhone и Android приложения для электронной торговли, которое в скором времени запустится на BlackBerry. Его опыт подсказывает, что брендингом стратапа следует начать заниматься как можно раньше.
Среди стартапов сегодня идет жесточайшая конкуренция идей. Любой разработчик скажет вам, что как только он выходит с какой-либо идеей, рядом оказываются еще 3-4 человека, разрабатывающих ту же концепцию одновременно с ним. Но, если вы все-таки занялись своим брендом одновременно с вашим продуктом, то не обязательно сразу же сворачивать проект, если кто-то выйдет с подобным продуктом на рынок.
Показательный факт: в фармацевтической сфере пациенты предпочитают уже проверенный бренд. То же самое касается и технологических стартапов.
В сфере цифровых технологий разработки идут в разы быстрее, а значит – множество сервисов возникает практически одновременно. Сложное приложение Quickable, с интеграцией в Facebook и Facebook, заняло 8 месяцев работы, вместо 2-3 лет, как раньше. Соответственно, конкуренты могли разработать что-то подобное гораздо быстрее. И вот туту преимущество дает разработанный бренд.
У стартапа две основных опоры – сам продукт и его бренд. Так зачем «скакать на одной ноге», когда можно начать разрабатывать бренд одновременно с продуктом и к моменту запуска получить уже готовый бренд.
Еще одним важным моментом является показатель жизнеспособности вашей идеи как таковой – это набор критической массы пользователей за короткое время. И эта причина должна тем более подтолкнуть вас к разработке бренда.
Для брендирования вам необходим пользовательский опыт. Вы загружаете множество приложений на свои смартфоны и планшеты, но пользуетесь единицами. Почему? Потому, что остальные вам элементарно не нравятся. В этом и заключается ключевой момент бррендирования стартапа. Стартапы проваливаются не потому, что их не загружают, а потому, что они почти ничего не знают о пользователях. Для успеха вашего продукта недостаточно, чтобы его скачало пару миллионов человек. Необходимо, чтобы они им еще и пользовались.
Яркий пример – Nokia. Она сосредоточена на пользовательском опыте и самом пользователе. Когда Гэд создавал слоган для Nokia, основным конкурентом в отрасли был Ericsson, сфокусированный на инфраструктуре. Но ее никто не видит и почти не ощущает, ведь для этого надо быть дипломированным инженером. Потому и родился слоган «Connecting people», потому что Nokia была брендом для пользователя, а не для технаря. И этот слоган стал практически девизом всей инфраструктуры мобильной связи интернета.
Несмотря на давность идеи, фокусировка на пользовательском опыте важна и сегодня. Вам недостаточно будет расспросить нескольких своих друзей и провести общее исследование потенциальных клиентов. Вам потребуется провести глубокое интервью пользователя, понять его мир, его потребности и желания. Это чем-то смахивает на исследования племен Африки, их привычек, жизненного уклада, умения «залезть в голову» потенциальному пользователю и понять, что ему нужно. Если исследование проведено качественно, это не только поможет в создании продукта и его брендировании, но и поможет расставить приоритеты.
Все стартапы невероятно самоуверенны в том, что касается знания своих покупателей. Для примера приведем Instagram, который Facebook купил за $1 млрд. Идея началась с сайта для любителей виски, где каждый мог пообщаться с единомышленниками. Функций на нем было множество, но самой популярной была возможность опубликовать свое фото с бутылкой виски и распространить его по интернету. Именно так и родился Instagram. Инвесторы вложили деньги в сайт для любителей виски, но разработчики использовали их для развития мобильного приложения и сервиса расшаривания фотографий. Глядя на результат, вряд ли расстроились из-за нецелевого использования средств. Именно благодаря наблюдению за пользователями и появился один из самых успешных стартапов.
Первоначальный запуск приложения должен проходит бесплатно, чтобы набрать пользователей. Но о прибыли забывать не стоит. Однако перед тем, как перейти к оплате за ваш продукт, стоит довести его разработку до конца и протестировать на пользователях. Очень важно их мнение о том, сколько они бы заплатили за доступ к продукту. Не поленитесь спросить каждого в отдельности. Сначала протестируйте продукт в группе, которая будет иметь полный доступ к нему, а затем возьмите новых пользователей и предложите им бесплатные и платные возможности.
Пример – стартап Spotify, у кторых сейчас 20 млн. пользователей, 5 из которых ежемесячно платят 10 евро за подписку. База для бренда – исключительно пользовательский опыт. Они исследовали поведения и желания своих пользователей, поняли, что они хотят получать доступ к музыке, но не через оплату за каждый трек. После продолжительного тестирования проекта в различных группах пользователей, разработчики смогли определить, какая именно модель freemium окажется жизнеспособной. В конечном итоге они поняли, что в проекте будут платные функции, но такого количества платных подписчиков они не ожидали.
Главное правило успешного бренда – знайте своих пользователей. Это работает всегда. И несколько советов напоследок: отгородите себя от конкурирующего бренда, установите приемлемую цену, создайте возможность легкого входа для пользователя наряду с препятствиями к выходу из приложения.