Уроки патентования для стартаперов

Уроки патентования для стартаперов

×

Уроки патентования для стартаперов

  • Должен ли IT-стартап патентовать новые технологии? На какой стадии существования проекта следует начинать защитить свои права и сколько стоит такая защита? Ведущий патентный специалист Philips Марк Белобородов отвечает на эти и еще множество вопросов.

Марк Белобородов, ведущий патентный специалист Philips, рассказывает, как стартапы должны развивать свою стратегию по управлению интеллектуальной собственности (IP-стратегия), как решить, нужно ли патентовать свое изобретение, как правильно оформить экспресс-заявку на получение патента, если на завтрашний день назначена встреча с инвестором, рассказал о самых обычных ошибках, которые допускают предприниматели, пытаясь защитить свои авторские права.
Белобродов описал основные принципы IP-стратегии стартапа:
1. Компания должна основываться на культуре инноваций, которые будут работать на рынок. Не позволять инженерам «боготворить» свои изобретения и всячески защищать их.
2. Создавать культуру инноваций с первого дня существования компании. Инженеры не должны "влюбляться" в свои изобретения или защищать их до последнего. Инновация должна работать на рынок, решать конкретные проблемы и иметь конкретного потребителя.
3. Заранее думать о том, какие основные технологии возникнут в процессе реализации проекта.
4. Следить за последними трендами в выбранной сфере, чтобы успевать за движением рынка.
5. Отслеживать не только своих конкурентов, но и действия наиболее значимых фигур на рынке. Это позволит быть в курсе технологических стратегий крупнейших компаний на рынке.
6. Если у вас уже есть интеллектуальная собственность, необходимо защитить свои интересы перед конкурентами в суде.
7. Тщательно взвесить все «за» и «против», принимая решение о патентовании своей идеи. Необходимо учесть, что на это уйдет время и немаленькие средства. Необходимо провести сравнение с потенциальными доходами от лицензии и конкурентными преимуществами.
Для окончательного решения необходимо ответить на следующие вопросы:
• Является ли изобретение необходимым для развития компании, есть ли реальный способ реализации идеи или это просто дельная мысль?
• Насколько полученный патент может быть широким? Получится ли найти компанию с подобными технологиями после получения патента?
• Можно ли отыскать иные способы решения проблемы, которую поможет решить патентуемая технология?
• Можно ли скопировать вашу идею, если она достаточно поверхностна?
Рабочая ли это технология?
Марк Белобородов советует не торопиться с получением патента, если технология еще не совсем готова, а время вас не поджимает.
Необходимо помнить, что в заявке на патент вам придется рассказать все, что вам известно о технологии. Фактически, проинструктировать всю индустрию. Еще вам стоит провести патентный поиск – хотя бы своими силами, если нет на это дополнительных средств. Качественный поиск может обойтись вам в $2 тыс., но некоторые адвокаты предоставляют услуги почасово за $200-$300 в час.
Надо понимать, что процесс патентования может затянуться на два-три года. Вы должны думать об актуальности вашего изобретения в будущем. Получение срочной заявки имеет смысл только в том случае, если вас торопит инвестор.
Еще нужно подумать о географии патента: в какой стране будете его оформлять, где находятся ваши конкуренты и покупатели.
Очень часто люди заблуждаются, считая изобретением только материальный объект (устройство, например). Марк рассказывает, что изобретение – это не объект, а инновационная концепция. Если указывать в патенте конкретное устройство, то ваша защита будет очень узкой и легко проходимой..
Как подавать заявку
Подавать патент можно как в Украине, так и в США. Заявка в США действует 12 месяцев, а потом вы должны решить, собираетесь ли работать с этим дальше. Потом можно подать точечную заявку – в США, Канаду, европейские страны, или же через Всемирную организацию интеллектуальной собственности подавать Patent Cooperation Treaty. В последнем случае рассмотрение заявки длится примерно полтора года, таким образом, компания получит в сумме 30 месяцев, за которые команда сможет разобраться и понять, что с этой технологией делать дальше. Далее – патентование изобретения в конкретной стране. За патент в европейских странах вы заплатите около $8-10 тыс., в США – $2-3 тыс., в Корее или Китае – от $10 тыс. (из-за перевода в том числе).
Предварительная заявка стоит не много, она не публикуется и обеспечивает приоритет в патентовании. Если команда хочет патентовать изобретение в США, то эта первичная заявка является оптимальной.
Но если время сильно поджимает, патентный поверенный или юрист могут выслать в качестве заявки презентацию продукта (слайды и картинки). В идеальном варианте патентная заявка должна содержать полное описание продукта. В реальности при срочном патентовании обычно ищется некий компромисс между полноценной заявкой и презентацией. В заявку из слайдов можно поместить финансовую информацию, дальнейшие планы компании, но после патентования эта информация станет общедоступной.
Передача прав
Авторами изобретения могут быть несколько человек, но владельцем патента – только кто-то один. Необходимо продумать ситуацию, когда кто-то из разработчиков уволился, а потом вам понадобиться передать лицензию своего изобретения покупателю, но там нет подписи уволенного сотрудника. К началу процедуры подачи патента все права на изобретение должны быть у компании, особенно касательно молодых проектов. Стартаперы постоянно спотыкаются на этом месте, говорит эксперт. Стоимость акций может сильно упасть, если станет известно, что один из патентов не входит в пакет продажи компании.
Основные ошибки стартапов:
1. Изобретение раскрывается слишком рано.
2. Патентный поиск не проводится.
3. Считают, что инвестор сам возьмется за патентование, если показать ему незапатентованную идею.
4. Изобретение в заявке описывается не полностью.
5. Подход «проблема-решение» не применяется. Стартапы регистрирую не идеи, а само устройство.
6. Собирают подписи не всех изобретателей или неправильно указывают в заявке изобретателей.

Комментарии

comments powered by Disqus

Разместить рекламу

Задать вопрос

×