Сегодня примерно $ 33 млрд. венчурных инвестиций – более половины всего венчурного капитала США – приходится на Силиконовую Долину. Но два выходца из самой успешной венчурной компании Калифорнии, Крис Олсен и Марк Квамме, уверены, что глупо тратить деньги на попытки открыть новый «фейсбук» в Калифорнии. По мнению других инвесторов, эти двое задумали нечто грандиозное: в январе Квамме и компания Олсена Drive Capital, расположенная в Огайо, создали второй по величине фонд в США за последний год объемом $250 млн.
За инвестициями в Средний Запад стоит элементарная математика: регион формирует 19% ВВП страны, владеет 19% американских патентов, но туда вкладывается только 5% венчурного капитала. Эта несостыковка предполагает, что предпринимательская деятельность на Среднем Западе не «искрит» только из-за недостатка инвестиций, а не из-за отсутствия хороших идей.
по словам Олсена, проекты в регионе были более чем убедительными. Вероятно, в дальнейшем люди будут оглядываться и говорить, что потенциал этих проектов был очевиден, хотя объем инвестиций демонстрировал совершенно противоположное.
53-летний Квам – обычный калифорниец, сын знаменитого инвестора Флойда Квамме. Его детство прошла в Саннивейл, он работал в Apple, еще будучи девятнадцатилетним студентом Университета Беркли. После увольнения из корпорации он основал четыре компании, одна из которых – рекламное агентство CKS Group – вышла на IPO в 1995 году на $218 млн. Через три года Квамме объединил компанию с еще одним активом за $340 млн. и стал партнером Sequoia, где инвестировал $5 млн. в LinkedIn, когда этот проект только запускался (сейчас доля инвестора в соцсети составляет $2,6 млрд.).
Квамме начал наведываться в Огайо в 2010, где регулярно консультировал своего старого друга Джона Кэзиха – банкира, баллотирующегося в губернаторы. Во время одной из таких поездок Кэзих пригласил Квамме к себе домой в пригород Коламбуса и за бокалом вина сделал рабочее предложение: перебраться в серый Огайо из солнечной Калифорнии и с символической зарплатой в $1 взяться за управление агентством по экономическому развитию штата.
В то время брак инвестора трещал по швам, и он всегда хотел поработать на государственной службе. Потому предприниматель согласился при условии, что сможет ездить на работу из Менло Парк. Он ушел из фонда Sequoia, пообещав через полгода вернуться. Но потом он просто влюбился в это серое место. Он увидел возможность не только в Огайо, но и во всем Среднем Западе.
Путешествуя по штату по работе, Квамме заглядывал в такие места, как бизнес-инкубатор в Цинцинати Brandery, и находил неизвестных, «недофинансированных» предпринимателей – к примеру, основателя Roadtrippers Джеймса Фишера: ежемесячно этот сайт привлекает более 3 млн. путешественников. В Кремниевой Долине Квамме помогал расти аналогичным компаниям, и понимал, что из этой идеи можно извлечь очень хорошую прибыль.
Он позвонил 35-летнему Олсену, уроженцу Цинцинати, новой восходящей звезде Sequoia, и тот принял предложение стать его деловым партнером в неизведанном регионе. Эти двое начали преследовать инвесторов – Silcon Valley Bank (SVB) из Санта-Кларе и Университет Огайо в Коламбусе – чтобы те инвестировали в несколько перспективных проектов, готовых к выходу на рынок. Сулу Мамдани, партнер SVB, признает, что тандем Квамме-Олсен был очень убедительным.
Но на уговоры поддались не все. Главный директор по инвестициям Огайо Джонатан Хук говорил, что уже видел, как другие проворачивали что-то подобное. Он сомневался в необходимости сделки на $50 млн. университета штата и компании Drive, но финансовый директор и президент вуза отклонили его мнение.
Drive собрал $250 млн. и вложил их в дело. Первые чеки – на $2,5 млн. и на $5 млн. – были выписаны для проектов Roadtrippers и CrossChx. Последний — софтверная компания, которая связывает отпечатки пальцев с медицинскими карточками, препятствуя получению мошенниками доступа к личным данным, которые те могут использовать в целях получения, скажем, рецептов для обезболивающих препаратов.
Легче всего ставить подписи под миллионными чеками. Гораздо труднее удержать таланты, чтобы те не уехали в Долину.
В июле Квамме собрал семерых из восьми своих сотрудников, посадил их в фургон и поехал в тур по вузам, таким как Университет Огайо, Университет Карнеги-Меллон и Мичиганский Университет, в поисках новых кадров. Они охватили все компании, которые поддерживают, включая FarmLogs, разработчика приложений, расположившегося рядом с кампусом Мичиганского Университета, который соединяет информацию о погоде, минеральных удобрениях и урожайности и помогает фермерам принимать более взвешенные решения. 5% фермеров, занимающихся пропашными культурами, используют это приложение, и компания постоянно ищет новые светлые головы на рынке.
Поиск новых сотрудников – не единственная головная боль на Среднем Западе. У местных предпринимателей гораздо больше трудностей и меньше желания рисковать, чем у их коллег из Долины, они часто подписывают невыгодные контракты или продают большие доли на начальных этапах финансирования. По словам Квамме, инвесторы смогли диктовать свои условия из-за дефицита венчурного капитала в регионе. Для того, чтобы мотивировать основателей, Drive создал пути реструктуризации долевого участия, например, покупку дополнительных долей с последующей выдачей их основателям в качестве опциона.
По мнению Олсена, чтобы придать предпринимателям больше уверенности необходимо создавать компании, которые станут гигантами рынка. Примеров можно привести несколько: продавец приложений для цифрового маркетинга ExactTarget из Индианаполиса, проданный в прошлом году Salesforce.com за $2,6 млрд, а также Groupon и GrubHub из Чикаго — оба проекта вышли на IPO с многомиллиардной капитализацией. Олсен и Квамме ставят на кон свои карьеры и уверены, что их деньги способны прокормить следующего гиганта Среднего Запада.
«Возможность заключается в том, что нужно всего-то взять уже существующие сырые ингредиенты, подтолкнуть их и потратить время на то, чтобы вернуть таланты на Средний Запад, — говорит Олсен. — Тогда мы увидим появление здесь великих компаний».