Время M&A

Время M&A

С момента финансового кризиа 2008 г. мировой рынок сделок слияний и поглощений (M&A) начинает набирать обороты....


Рынок M&A растет

С момента финансового кризиа 2008 г. мировой рынок сделок слияний и поглощений (M&A) начинает набирать обороты. Этот рост во многом объясняется крупнейшей сделкой Vodafone и Verizon на 130 млрд. долл. США. С другой стороны, эксперты отмечают, что рынок постепенно оживает, чему в немалой степени способствуют реальные экономически факторы и уверенность инвесторов в завтрашнем дне.

Решающий квартал

Согласно данным издания Thomson Reuters, за третий квартал 2013 года объемы сделок M&A в глобальном масштабе достиг отметки в 650 млрд. долл. США, что превысило показатель аналогичного периода 2012 г. на 15%, и показатель второго квартала текущего года – на 23%. За первое полугодие рынок упал до 997 млрд. долл. США (на 13%), однако за третий квартал рынок показал рост на 0,8% (до 1,67 трлн. долл. США), что стало максимальным результатом с 2011 года и позволит до конца года выйти на показатели 2012 года.
Эксперты Deloitte также дают весьма положительный прогноз. Их регулярное исследование "M&A Index" было опубликовано в конце сентября 2013 г. В нем отмечается, что рынок вырастет примерно на 6% относительно первого полугодия. Ричард Ллойд-Оуэн, глава направления компании Deloitte по исследованиям M&A рынка и автор доклада, считает, что рынок демонстрирует все признаки восстановления. Другие эксперты придерживаются такого же мнения. Пол Дин-Уильямс, директор по внешним коммуникациям региона EMEA компании Towers Watson, сообщил, что многие корпорации сейчас обладают свободными средства в достаточно больших количествах, чтобы поднять международный рынок M&A. Многие компании, видя уверенность инвесторов, предпочитают использовать эти средства для поглощения. Руководитель исследовательского подразделения компании Thomson Reuters Леон Сондерс Калверт полагает, что рынок будет расти постепенно.

Vodafone и все с ними

В третьем квартале 2013 г. лидером рынка стала сделка между британской Vodafone и американской Verizon. В начале сентября американская компания договорились о покупке 45% в СП с Vodafone, компании Verizon Wireless за 130 млрд. долл. США Для этого Verizon выпустила на рынок облигации на сумму $49 млрд. и планирует привлечь еще 60 млрд. долл. США кредитных средств. Благодаря этой сделке, в телекоммуникационной отрасли объемы сделок M&A с начала 2013 года составил 235 млрд. – 14% от глобального объема. В энергетическом секторе было совершено сделок на $220,5 млрд. (13%). В Thomson Reuters отмечают, что сектор медиа и развлечений, недвижимости, продукции здравоохранения также показывают двухзначный рост.
С начала года среди десяти крупнейших сделок четыре были заключены в 3 квартале 2013 г. Помимо уже названной Vodafone-Verizon, в августе американская компания Карлоса Слима America Movil начала процесс поглощения телекоммуникационной компании Royal KPN (Нидерланды), потратив на это за 22,7 млрд. долл. США. В июле прошло слияние компаний в рекламно-телекоммуникационных отрасли на сумму 19,3 млрд. долл. США между Publicis и Omnicom, в том же месяце – крединые организации Франции, France-SME и CDC-SME, провели слияние, оценивающееся в 13,7 млрд. долл. США.
Если бы сделка между Vodafone и Verizon не состоялась, то за третий квартал M&A рынок показал бы падение. Однако эксперты считают, что сделка не была случайностью, вмешавшейся в общую статистику, а демонстрирует общую тенденцию по отрасли. Фредерик Алек, профессор французской бизнес-школы Audencia, полагает, что уверенность инвесторов дала возможность компаниями совершать крупные сделки, чему наглядной иллюстрацией стало вполне удачное размещение облигаций Verizon на сумму 49 млрд. долл. США. По мнению Леона Сондерса Калверта, подготовка к сделке велась несколько лет. Она стала возможной благодаря более чем удачной рыночной конъюнктуре – доступность капитала на рынках, низкие учетные ставки, положительные ожидания участников рынка. Эксперт считает, что между рынком США и Европы существует большая разница.

Инвестиционный двигатель США и оптиммзм Европы

С начала 2013 года американские компании заключили сделок на  сумму 777 млрд. долл. США, что превышает показатель аналогичного периода 2012 г. на 35%, и стало рекордным значением с 2008 года. Третий квартал также стал показательным, поскольку за первое полугодие рынок США показал снижение на 10%. Общий объем сделок на европейском рынке не превысил 383 млрд. долл. США, что на 24% меньше, нежели в 2012 году, что стало самым маленьким значением с 2004 года. Однако улучшение ситуации заметно даже здесь – объемы сделок M&A, при участии европейских компаний упал до 40%.
Пол Дин-Уильямс (Towers Watson) отмечает, что американские компании наращивают активность на M&A-рынке. Американские компании стимулируют свой рост через сделки M&A фоне позитивных ожиданий инвесторов относительно экономики США, утверждает эксперт. В такой тренд в скором времени включится и Европа. В своих суждениях господин Калверт высказывается осторожнее. Улучшение экономической обстановки в Европе вселяет определенную уверенность в инвесторов, однако остаются нерешенные проблемы, которые не дают возможности рассчитывать на изменение тренда в ближайшеей перспективе.
Китай лидирует на рынке M&A среди развивающихся стран, занимая 30% глобального объема, существенно опередив Бразилию с 7%. Леон Сондерс Калверт отмечает, что ситуация  в Китае характеризуется, в первую очередь, постепенным насыщением внутреннего рынка. Рынок Западной Европы пока закрыт для рискованных трансграничных сделок-M&A, потому китайские инвесторы в этой области будут испытывать некоторое давление. Ллойд-Оуэн из компании Deloitte считает, что M&A активность в Китае возрастет. Пол Дин-Уильямс из компании Towers Watson отмечает большое число сделок на внутреннем рынке, что обычно выпускают из вида.

Россия ну пути восстановления

Рынок слияния и поглощений в России все еще не восстановился после кризиса 2008 года и является пока сезонным. Согласно данным Thomson Reuters, большая часть сделок (30-65%) приходится на четвертый квартал. При этом рыночная динамика за январь-сентябрь по итогам 2013 г. года может быть прямо противоположной. До кризиса эти показатели совпадали, однако с 2004 по 2007 года на внутреннем рынке был уверенный рост и не менее уверенный спад в 2008 и 2009 годах. Запрошлый год рынок вырос на 36% при том, что за три квартала он показал падение на 32%. Такая же динамика наблюдается и в 2013 году. Однако для повторения результата 2012 года потребуется очень масштабная сделка.
В этом году большая часть сделок придется на ТЭК (около 43%). Число сделок в секторе телекоммуникаций резко упало (с 42,2% в 2012 г. до 15,8% в 2013 г.) после некоторой консолидации рынка. Однако в секторе добывающих компаний наоборот, отмечен резкий рост (до 20,3% с 5,1%). Агентство Merger.ru отмечает большое количество внутренних сделок на рынке (74% по стоимости и 84% по количеству). В этом году сохранилась такая же тенденция. Из 21-ой крупнейшей сделки за 2013 год, согласно данным Thomson Reuters, 17 касались продажи российских активов, а по 14 сделкам – покупали компании российские инвесторы.

Кто, как и с какой целью изучает M&A-рынок?

Сбор данных о сделках M&A начался с 1950-х годов. Глобальный характер и ежедневное пополнение статистика приобрела в 1980-х. Многие компании собирают ее постоянно (Factset Mergerstat с 1963 года, Thomson Reuters с 1980 года, Dealogic с 1995 года). Эксперты используют эту информацию для анализа состояния уровня уверенности и  ожиданий инвесторов и потребителей, экономической конъюнктуры, оценки доступности заемных и ликвидных средств, состояния регуляторной среды, текущей ситуации в отдельных отраслях экономики и т.д.
По данным Mergerstat, с начала двадцатого до начала двадцать первого века можно выделить девять основных периодов M&A. В первом периоде (1893-1904) проходила консолидация небольших компаний на одном рыночном сегменте, после чего появились первые протомонополии. Второй период (1915-1929) характеризовался проведением сделок в рамках одной индустрии, в результате чего возникли олигополии. В 1940-х годах мелкие компании массово продавались более крупным из-за высоких налогов и затрат. Многопрофильные конгломераты возникли на самой длинной волне M&A-сделок (1950-е – 1969 год), когда пошли массовые слияния и поглощения. С середины 1970-х и до конца 1980-х на рынке M&A властвовали две тенденции: распродажа непрофильных активов и покупка крупных публичных корпораций. В 80-е годы прошла волна практика враждебных поглощений, крупных стратегических слияний и приобретений на заемные средства. В 1990-е в результате глобализации рынка и мегаслияний появились крупнейшие рыночные игроки настоящего.  После лопнувшего пузыря доткомов в 2000 году рынок M&A начал падать. В 2002 году было зарегистрировано минимальное количество сделок, после чего начался период ново роста, который завершился в кризис 2008 года.

Рынки вновь почувствовали уверенность

Руководитель подразделения по исследованию рынка слияний и поглощений компании Deloitte Ричард Ллойд-Оуэн в своем последнем отчете "M&A Index" прогнозирует рост европейского рынка, если экономическая ситуация в регионе продолжит улучшаться.

Можно ли говорить о подобной тенденции, принимая во внимание тенденцию последних дней?
– По нашему мнению, постепенное восстановление экономики Европы будет способствовать росту M&A сделок с участием местных компаний. Инвесторы будут ощущать большую уверенность по мере восстановления рынка, а участники рынка будут использовать свободные капиталы для проведения слияний и поглощений, что является важным стратегическим аспектом развития компаний.
Согласно определенным оценкам, крупнейшая тысяча европейских компаний успели скопить около $1 трлн. свободных денежных средств, в связи с чем они испытывают некоторое давление. Эти средства необходимо пустить либо на выплаты дивидендов, либо на развитие бизнеса. Учитывая нарастающие оптимистичные настроения европейских инвесторов, компании будут с большей охотой расширять свой бизнес за счет слияний и поглощений.
На европейском рынке самыми активными игроками являются компании из Великобритании, Германии и Франции. Также проявляют активность инвестор в Швейцарии, Ирландии, Австрии и Турции. Примечательно, что валюты многих развивающихся стран подешевели, потому инвесторы из Европы постепенно начинают обращать внимание на активы на развивающихся рынках.

– Сохранят ли США в этом году лидирующие позиции на рынке M&A?

– США, скорее все, продолжит наращивать активность в сфере M&A, поскольку растет уверенность потребителей и инвесторов, одновременно с доступностью ликвидных средств. Как сообщает Moody's, сумма сводных денежных средств на балансах американских компаний на конец 2012 года составила $1,45 трлн. Около 58% от этой суммы ($840 млрд.) составляют средства, находящиеся в зарубежных филиалах американских компаний Пока что власти США не планируют проводить налоговую реформу относительно этих средств, потому корпорации не будут их репатриировать, а найдут им достойное применение вне США. В том числе – для расширения бизнеса за счет M&A.

– Эксперты говорят о том, что у компаний Китая могут возникнуть проблемы с поддержание такого же высокого уровня активности M&A на фоне перегрева китайской экономики…

– Экономика КНР показывает уверенный рост. Мы считаем безосновательными разговоры о падении китайской экономики. По мнению аналитиков Deloitte, M&A активность в Китае также будет расти, поскольку китайские компании продолжают проявлять существенную заинтересованность в покупке потребительских компаний и брендов, действующих на IT-рынке.

M&A-рынок наконец-то начал восстанавливаться

Эксперт в области M&A, партнер американской консалтинговой компании Dinsmore & Shohl LLP Харви Джей Коэн

– Какие сделки повлияли на результаты третьего квартала, помимо Verizon- Vodafone?

– Для меня эта сделка является показательной. Телекоммуникационный сектор ожидает еще несколько сделок подобного масштаба в ближайшем будущем. Однако в других секторах также отмечены крупные сделки. Уверен, что второе полугодие превзойдет первое если не по количеству, то однозначно - по объему сделок M&A. В качестве примера приведу объявленную сделку между американкой Applied Materials (производитель микропроцессоров и высокотехнологичного оборудования) и ее конкурентом из Японии Tokyo Electron. Для японских компаний эта сделка станет крупнейшей в истории. Стоимость активов Tokyo Electron оценивается примерно в 9,3 млрд. долл. США. Также стоит отметить сделку между промышленным концерном Koch Industries и компанией Molex (производство кабельного оборудования) на $7,2 млрд., покупку инвестиционными фондами CPPIB и Ares Management за $6 млрд. ритейлера Nieman Marcus, покупку японской компанией Lixil за 4 млрд. долл. США немецкого  производителя сантехники Grohe. Это самые очевидные признаки восстановления рынка M&A.

– Как вы можете оценить перспективы компаний из США на мировом рынке M&A в последних кварталах этого года?

– Американский рынок вышел из рецессии. Конечно, определенные проблемы еще не решены – в частности, недостаточная обеспеченность рынка труда высокооплачиваемыми рабочими местами, дефицит в пенсионной и фискальной сфере. Однако американские компании во многих отраслях демонстрируют хорошие результаты. У них накоплен запас свободных средств, а если речь идет о публичных компаниях – то их рыночные котировки либо приближаются к максимальной отметке за последние годы, либо уже достигли ее. На фоне этого американские компании стремятся приобрести активы, как местные, так и зарубежные, которые позволят им увеличить свою выручку. Мы знаем о том, что ежедневно растет количество подобных компаний.

– Европа также выходит из рецессии. Сможет ли она поддержать мировой M&A-рынок в ближайшее время?

– Европейская экономика демонстрирует признаки восстановления, потому местные компании уже начали присматривать для себя подходящие активы для поглощения. Подобная ситуация существенно отличается от той, что мы наблюдали последние годы. Остается только надеяться, что регуляторы и политики не испортят нынешнюю конъюнктуру рынка и не замедлят его рост.

– По вашему мнению, насколько активными будут китайские компании?

– У китайских компаний сосредоточены существенные денежные средства. так же следует добавить, они демонстрируют неслабый аппетит к сырьевым компаниям. Мир уже начал привыкать к знаковым китайским поглощениям, и это только добавит КНР активности.

Цена вопроса

Фредерик Алексис, профессор бизнес школы Audencia (Франция)

Согласно нашим данным, за первые 3 квартала 2013 года глобальный объем M&A вырос на 12% сравнительно с аналогичным периодом 2012 года. На весь 2013 год прогноз составляет около $2,5 трлн. Конечно, эта цифра гораздо ниже докризисного 2007, когда показатель достиг отметки в $4,1 трлн. Потому многие инвесторы считают такой рост фальстартом, как в 2011 году.

Сейчас ситуация гораздо лучше,  чем предполагалось. Для начала, восстановились фондовые рынки, что свидетельствует об уверенности инвесторов. Во многом это вызвано кредитно-денежной политикой США и Европы, которая приспосабливается к текущим рыночным условиям. Также в некоторых регионах уменьшились основные геополитические риски. Сейчас средний уровень корпоративной задолженности достиг своего исторического минимума. Объем заимствований крупных компаний уменьшился до уровня 2003 года: корпорации занимают средства под 3,84% годовых в среднем на пять лет. Компании, выжившие в кризис 2008-2009 годов, накопили существенные объемы денежных средств, которые им необходимо на что-то потратить.

К сожалению, доходность по краткосрочным облигациям стремится к нулю. Стоит отметить, что зонах обращения евро и доллара никогда еще не было такого плохого обеспечения денежных средств. На фоне этого компании должны стремиться увеличивать свои производственные мощности. Однако вероятность того, что экономика будет расти на глобальном уровне, достаточно мала, потому будет проходить консолидация активов в различных секторах экономики. Нашумевшая сделка между Vodafone и Verizon является наглядным  примером такой ситуации: происходит консолидация активов, заимствование значительных сумм на внешних рынках и использование свободных средств.

На фондовых рынках ситуация иллюстрируется усилением позиции стабильных и долгосрочных игроков за счет молодых компаний. По такому же принципу часть потоков наличности уходит в крупнейшие развивающиеся рынки, в некоторые страны БРИКС. Теперь инвесторы больше отдают приоритет тем компаниям, кто занимает стабильную долю рынка, а не инноваторам, которые стремятся найти инвесторов для исследований и разработок.

В следующие три года рынок M&A продолжит рост – так, как это уже происходило в 2002-2004 годах. Такая ситуация хороша для роста стоимости финансовых активов, что повысит уверенность в мировых фондовых рынках. Однако в этот раз основной движущей силой роста рынка станет консолидация, а не инновации. Следовательно, возникает вопрос: что станет двигателем роста рынка в будущем, если не инновации?

Читайте также