«Предложение Glencore поступило в формате «слияния равных» с участием всех акций. Xstrata ведет переговоры и должна дать свое согласие до 1 марта. На данном этапе мы не можем гарантировать, что сделка будет заключена»,— сообщили представители Xstrata.
Компании Glencore уже принадлежит 34% Xstrata. Слухи о том, что трейдер попытается полностью поглотить горнодобытчика, усилились в мае прошлого года, после того как Glencore провел публичное размещение акций (IPO), получив $10 млрд. средств для слияний и определив свою рыночную стоимость.
Летом 2011 г. глава Glencore Айвен Глазенберг заявлял, что считает сделку с Xstrata интересной и выгодной. В свою очередь, руководить Xstrata Мик Дэвис сообщил, что перспектива оставаться независимыми для обеих компаний представляется «неустойчивой».
На рынке добычи полезных ископаемых становится все больше крупных игроков. К слияниям и поглощениям компании подталкивает необходимость замены истощенных месторождений, а также растущий спрос на металлы со стороны промышленности Китая. В прошлом году, по подсчетам информагентства Bloomberg, в индустрии было заключено сделок на сумму $98 млрд. — на 30% больше, чем в 2010 г. ($76 млрд.) Средняя премия за покупку акций добывающих компаний в прошлом году составляла 23%.
В среду биржевая стоимость не принадлежащих Glencore 66% акций Xstrata составляла 21,9 швейцарского фунта ($35 млрд.). Цена акций обеих компаний с вычетом доли Glencore в Xstrata равнялась $82 млрд. Их объединение в Glencostrata позволило бы создать третьего по величине игрока в добывающем секторе после англо-австралийских BHP Billiton, оцененного рынком в $203 млрд., и Rio Tinto ($122 млрд.).
Аналитики позитивно оценили готовящуюся сделку: вчера акции Xstrata и Glencore на Лондонской бирже подорожали на 14% и 6,6% соответственно. По данным экспертов банка Credit Suisse, воссоединение компаний, бизнес которых тесно связан, позволит им эффективнее добывать и реализовывать сырье и обеспечит экономию $704 млн. в год.
«Glencore доминирует в мировой торговле сырьем, а Xstrata лидирует среди операторов сложными добывающими активами. У одной стороны есть огромный опыт добычи полезных ископаемых, у другой — знания в области маркетинга. В случае слияния Glencore и Xstrata два плюс два дадут пять»,— комментирует возможную сделку управляющий австралийским инвестфондом Platypus Asset Management Прасад Паткар.
Эксперты считают, что объединенная компания сможет диктовать цены на мировом рынке энергетического угля. Xstrata уже является крупнейшим международным экспортером этого ресурса и владеет долями в 30% работающих на планете угольных шахтах. В свою очередь Glencore занимает крупнейшую долю в морских перевозках энергетического угля. Контролируя всю цепочку — от добычи сырья до его транспортировки конечным потребителям — сырьевой гигант может искусственно создавать дефицит.
Примечательно, что Glencore уже был мажоритарным владельцем Xstrata в 1990-х гг. Однако в 2002 г. Xstrata отделилась, проведя IPO на Лондонской фондовой бирже и выкупив у Glencore за $2,5 млрд. угольные шахты в Австралии и Южной Африке. Штаб-квартиры обеих компаний находятся всего в трех километрах друг от друга.
Glencore была основана в 1974 г. американским предпринимателем бельгийского происхождения Марком Ричем. Она занимается торговлей металлами, рудами, нефтью и нефтепродуктами, углем и сельхозпродукцией, покупая продукцию у 7 тыс. поставщиков и владея множеством собственных производственных мощностей в 30 странах мира. В состав Glencore входят портовые мощности, склады и судоходный флот. В 2010 г. Glencore получила $5,3 млрд. прибыли при выручке в $145 млрд.
Международная добывающая группа Xstrata производит медь, коксующийся и энергетический уголь, феррохром, никель, ванадий, цинк и другие металлы в Австралии, Аргентине, Колумбии, Германии, ЮАР и еще 15 странах. В компании работают более 70 тыс. сотрудников. В 2010 г. Xstrata получила $5 млрд. прибыли при $30,5 млрд. выручки.