Эти сложные перестановки объясняются достаточно просто — рынок услуг четвертого поколения буксует и развивается, исходя не из реальных потребностей, а под влиянием политических решений. В России регулирующие органы не выдали операторам разрешения на частоты для сетей LTE. Рассмотрение этого вопроса переносится из месяца в месяц. В «Скартел» получили данные частоты загодя, но для строительства сетей WiMax. Бизнес-план подразумевал развертывание WiMax-сетей в городах-миллионниках, а полученную прибыль компания могла бы инвестировать в развитие сетей в новых городах.
С первых дней эти планы подвергались критике, так как стоимость строительства WiMax-сетей была на порядки выше, чем для обычной сотовой сети: выше стоимость оборудования, меньше площадь покрытия, высокая цена входа на рынок и так далее. Эффективность WiMax-сети не позволяла добиться показателей, сходных с сотовыми операторами. Но «Скартелу» удалось получить лицензии на WiMax-сети по всей стране. В 2010 году компания решила использовать их для строительства LTE-сетей и 1 сентября запустила LTE-сеть в Казани.
Однако вечером того же дня Роскомнадзор выпустил предписание о закрытии сети. Мотивация заключалась в том, что частоты выданы для вполне определенной технологии и услуги должны предоставляться с ее использованием. Почти через год «Скартелу» удалось добиться признания того, что частоты могут использоваться как для WiMax, так и для LTE-сетей. Таким образом, компания первой в России стала обладателем частотного ресурса для сетей четвертого поколения, обойдя операторов «большой тройки».
Сегодняшняя стоимость «Скартел» — это прямое следствие того, что компании принадлежат частоты на LTE, которые необходимы и другим операторам. Ни абонентская база (около миллиона человек), ни оборудование, ни торговая марка — ничто из этого не представляет интереса. «Скартел» в одиночку стать успешным оператором не может — стоимость строительства сети огромна, эти затраты не могут быть возвращены в обозримом будущем. Качество услуги будет сравнимо с WiMax-сетью компании из-за неровного покрытия, плохого сигнала внутри помещений, множества проблемных зон. Но главное — у компании отсутствуют сети 2G/3G, и в случае исчезновении сигнала через LTE, абонент просто останется без интернета.
В марте 2011 года для решения этой проблемы «Скартел» использовал административный ресурс. Операторы «большой тройки» и «Ростелеком» подписали с компанией соглашение о намерениях, где согласились совместно развивать сети четвертого поколения. На подписании соглашения в офисе «Скартел» присутствовал премьер-министр России Владимир Путин. По замыслу «Скартел» «большая тройка» могла использовать инфраструктуру Yota, предоставляя свои услуги, а компания осуществляла бы поддержку сети, а также работала как оператор под маркой Yota.
В какой-то мере это выглядело утопией, так как существующей и выделенной полосы частот для LTE недостаточно, чтобы в полной мере реализовать скорости четвертого поколения, да и обеспечить массовое обслуживание абонентов. Один частотный ресурс, принадлежащий «Скартелу», для этого недостаточен. И здесь снова возник вопрос, что кооперация операторов будет необходима, если регулирующий орган не выдаст достаточной полосы частот каждому из них (уверенности в этом нет ни у одного оператора). По идее, именно операторы «большой тройки» должны получить преимущество при распределении частот, так как у них уже готова инфраструктура, есть работающие 3G-сети, которые с легкостью преобразуются в сети следующего поколения с минимальными затратами. Также есть абоненты, которые готовы потреблять эти услуги массово, что позволит добиться быстрого возврата инвестиций.
В этом контексте активность «Мегафон» в соглашении с Yota, точнее желание компании уже в апреле или мае запустить в Москве сеть LTE, говорит о том, что компания спешит с внедрением 4G. Почему? Ответ кроется в прошлом. В последние годы «Мегафон», в отличие от двух других операторов, инвестировал больше остальных в развитие своих сетей передачи данных — как оптоволокна, так и 3G. Результатом стало лидерство среди операторов «большой тройки» по передаче данных. Смена каждого поколения технологий — это возможность для других операторов сократить разрыв, пусть не моментально, но постепенно. И для «Мегафон» частоты «Скартел» в этом аспекте оказываются необходимыми как фактор безопасности компании и соблюдения ее стратегии развития.
Для Алишера Усманова, владеющего 31,1% «Мегафон», покупка доли в «Скартел» в обмен на акции «Мегафон» является возможностью обезопасить оператора от любых решений в будущем, дав ему частотный актив, который невозможно будет приобрести. Для МТС и «Билайн» будут созданы одинаковые с «Мегафоном» условия — вряд ли кто-то сможет получить большую полосу частот, чтобы не вызвать ожесточенной критики остальных. И поэтому данная сделка становится стратегической. Для «Скартел» она означает, что компания получает долю в успешном бизнесе и решает свои текущие проблемы. А у «Мегафона» открылась возможность обезопасить свои инвестиции, и теперь компания стремится ее использовать.
Forbes