1. Общая характеристика рынка битума в Украине
Битум – это твердый смолоподобный продукт, твердой или вязкой формы, не растворимый в воде.
Различают следующие виды битума в Украине:
- дорожный – используется для облегчения дороги и как основа во время ремонта и прокладки дороги. Также его используют для приготовления асфальтобетонной смеси.
- строительный– применяется как гидроизолятор, поскольку может защитить здание от влаги
- кровельный – используют для производства кровельных материалов, для пропитки при создании покровного слоя
- модифицированный – битум с добавлением различных добавок для придания ему определенных свойств (эластичность стойкость к температурному воздействию и пр.). Добавками могут быть резина, изотактический и атактический полипропилен, стирол-бутадиен-стирол.
По итогам 2019 года, объём рынка битума вырос на 29% до 900 тыс. тонн. Такое увеличение можно напрямую связать с более активной политикой государства по ремонту дорог, благоприятные условия для ремонта осенью-зимой и кассовые разрывы в казначействе.
Диаграмма 1
Динамика емкости рынка битума в Украине в 2017-2019 гг., в натуральном выражении, тыс. тонн
Источник: данные Государственной службы статистики; данные Государственной фискальной службы Украины;
оценка Pro-Consulting
Дефицит сырья для производства и ограниченность мощностей привели к импортозависимости – почти 70% продукции на рынке импортного происхождения. Тем не менее, доля отечественного производства с каждым годом растет: в 2017 году она составила 10%, в 2018 г. достигла 23%, а 2019 г. – 30%. Производством занимаются всего лишь несколько предприятий, которые выпускают дорожный битум.
Диаграмма 2
Структура рынка битума в Украине в 2018-2019 г., в натуральном выражении, %
Источник: данные Государственной службы статистики; данные Государственной фискальной службы Украины;
оценка Pro-Consulting
Основным торговым партнером на международной арене является Беларусь, на которую приходится более 88% импортных поставок битума. В 2019 г. доля этой страны выросла за счет снижения импорта из России: правительство РФ сообщило о введении с 1 июня 2019 года запрета на экспорт нефти и нефтепродуктов в Украину в ответ на расширение Украиной списка запрещенных для импорта на территорию Украины российских товаров. Поставки из России были только в апреле и мае 2019 года. В перечень товаров, запрещенных к экспорту в Украину, попал и битум нефтяной, смеси битумные на основе природного асфальта, природного битума, нефтяного битума, минеральных смол или пека минеральных смол (например, битумные мастики, асфальтовые смеси для дорожных покрытий).
Диаграмма 3
География поставок битума, Украина %
Источник: данные Государственной фискальной службы Украины; оценка Pro-Consulting
Битумный рынок в Украине имеет явно выраженною сезонность по объёмам импортных поставок. Львиная доля поставок приходиться на вторую половину года, это в первую очередь связанно с тем, что битум для дорожного строительства почти весь используется на государственных заказах строительства и ремонта дорог, а активное их строительства приходиться как раз на вторую половину года. В этот период погодные условия позволяют проводить такие работы и происходит поступления в бюджет и фонды на данные цели.
Кроме сезона, на поставки косвенно влияют невыплаты строительным организациям по тендерным договорам от госструктур, а те в свою очередь не размещают или формируют дебиторскую задолженность основных потребителей битума. Справедливо и обратное: когда оплата поступает вовремя, спрос на битум увеличивается.
Среди главных проблемам развития рынка:
- зависимость от импорта – около 70% продукции на рынке импортного происхождения
- бюрократия и неэластичность государственного бюджета по отношению к быстроменяющимся условиям рынка (изменение цен на нефть, курс национальной валюты, рост тарифов на энергоресурсы);
- региональная дифференциация спроса;
- низкая скорость реализации целевых программ по строительству дорог.
Несмотря на массу сложностей, рынок битума в Украине имеет большие перспективы развития в связи с высокой изношенностью дорог и их потребностью в капитальном ремонте (более 90%).
2. Тренды и тенденций на сырьевых и потребительских рынках битума
Сырьевой базой для производства искусственного битума является нефть. На протяжении 2017 – 2019 гг. объем производства сырой нефти вырост на 13,5%, достиг отметки в 1,7 млн тонн.
Диаграмма 4
Динамика производства сырой нефти, в том числе нефти, полученной их битуминозных минералов в Украине в 2017-2019 гг., млн тонн
Источник: данные Государственной службы статистики Украины
Несмотря на прирост, такого объема недостаточно для того чтобы обеспечить потребность украинского рынка, которую Государственный дорожный научно-исследовательский институт им. М. П. Шульгина на 2019-2022 гг. оценивает в 2,35 млн. т. На 2019 г. необходимость в дорожном битуме составила 400 тыс. т, в 2020 г. ожидается рост до 510 тыс. т, в 2021 — до 630 тыс. т, в 2022 — до 810 тыс. т.
Изменение емкости рынка дорожного битума напрямую зависит от ситуации в дорожной отрасли Украины.
Таблица 1
Сфера применения дорожного битума
Категория дороги |
Тип дорожного покрытия |
Материал верхнего слоя покрытия |
I-а, І-б, II |
Капитальный |
Асфальтобетон горячий плотный мелкозернистый I марки. Щебнево-мастиковый асфальтобетон. Цементобетон. Асфальтобетон |
III |
Капитальный |
Асфальтобетон горячий плотный мелкозернистый II марки. Щебнево-мастиковый асфальтобетон. Цементобетон. Асфальтобетон |
III, IV |
Капитальный или облегченный |
Асфальтобетон горячий плотный мелкозернистый II марки. Цементобетон. Каменные материалы, а также подобранные материалы с промышленных отходов, укомплектованные вяжущим методом смешивания в установке или на дороге, либо просачивания с устройством обработки. |
V |
Переходный |
Каменные материалы либо грунты, обработанные на дороге вяжущими материалами расширенными добавками. Каменные материалы расклинены. |
Источник: Государственные строительные нормы
С сентября 2019 года в Украине действуют новые нормы по строительству дорог, которые предусматривают улучшение качества дорожного покрытия благодаря применению модифицированных битумов. В новых ГСН при проектировании дорог общего пользования предусмотрена норма для улучшения качества дорожного покрытия - введена норма по проектированию трасс с применением модифицированных битумов при заключении двух верхних слоев дорожного покрытия. Этот способ добавляет кровельному материалу большую тепло- и морозоустойчивость, эластичность, повышенную сопротивляемость усталостным нагрузкам, повышает долговечность. По оценкам экспертов, стоимость крепкого и надежного покрытия обойдется дороже примерно на 10%, при этом срок службы таких дорог повысится до 20%.
Изменения в ДБН В.2.3-4-2015 «Автомобильные дороги. Часть I. Проектирование. Часть II. Строительство »разработаны ГП «ГосдорНИИ» и вступили в действие 1 сентября 2019.
В 2017 году на содержание и текущий ремонт существующих дорог по всей Украине было выделено 9,8 млрд грн, а в 2019 году — 11,8 млрд грн.
За 2019 год восстановлено 2407,5 км автодорог, в том числе отремонтировано и построено 930,5 км дорог государственного значения. В 2020 году планируется отремонтировать более 4 тыс. км дорог государственного и местного значения.
Диаграмма 5
Протяжность построенных и отремонтированных дорог в Украине в 2015-2019 гг., тыс. км
Источник: данные Министерства инфраструктуры Украины, оценка Pro-Consulting
* план на 2020 г.
С 2018 г. за ремонт дорог международного и национального значения отвечает «Укравтодор», а 123 тыс. км дорог местного значения были переданы областным администрациям.
Стабильный рост спроса на битум обеспечивает бесперебойное финансирование дорожного строительства. В 2020 году объем финансирования дорожной отрасли со стороны правительства предусматривает расходы в размере 74,4 млрд грн. В частности, в Государственный дорожный фонд должно поступить 69,7 млрд грн. С 2020 года его будут наполнять уже 100% акцизов с топлива и автомобилей, а также ввозной пошлины на нефтепродукты, машины и шины. В 2018 году в фонд поступало 50% акцизов, а в 2018-м — 75%. Еще 4,7 млрд грн планировалось привлечь при помощи международных доноров. Дополнительным источником наполнения станут средства от штрафов.
Среди основных статей расходов средств дорожного фонда в 2020 году:
- развитие сети и содержание автодорог общего пользования государственного значения — 38,0 млрд грн;
- строительство, реконструкцию, ремонт и содержание автодорог общего пользования местного значения, улиц и дорог коммунальной собственности в населенных пунктах (субвенция из государственного бюджета местным бюджетам) — 22,2 млрд грн;
- меры по обеспечению безопасности дорожного движения — 3,2 млрд грн;
- выплаты по долгам, привлеченным под государственные гарантии на развитие дорог — 6,3 млрд грн.
Всего, в 2020 году планирует отремонтировать 4000 км, дорог из них – 1345 дороги государственного значения.
3. Выводы
В результате проведённого анализа можно выделить ключевые особенности исследуемого рынка. Вследствие импортозависимости рынка, объёмы поставок чувствительны к изменению курса национальной валюты. Уровень спроса на битум и битуминозные смеси формируется исходя из текущей и плановой потребности государства в ремонте и реконструкции дорог, а также реализации международных программ по поддержке и развитию инфраструктуры Украины. Расположение главных операторов рынка зависит от близости к используемому сырью и уровня развития транспортной инфраструктуры.
Исходя из тенденций дорожного строительства, а также состояния украинских дорог, в дальнейшем можно ожидать увеличение спроса на битум. По состоянию на 2019 г., около 90% автомобильных дорог общего пользования (169,6 тыс. км) не отвечали современным требованиям как по прочности (39,2%), так и по равенству (51,1%).