Киевскому рынку коммерческой недвижимости удалось преодолеть кризис и вернуться к показателям 2013 года. Такой поворот связан с ростом потребительских настроений и ростом экономики.
Например, в сентябре прошлого года индекс потребительских настроений, по данным компании GFK Ukraine, побил рекорд 2010 года и составил 97,5 п., что на 1,9 п. выше, чем в августе. Продажи во многих магазинах выросли в прошлом году на 10−15%, такой же рост ритейлеры ожидают и в этом году.
Киев занял второе место после Гваделупы (Карибы) в рейтинге 50 самых интересных мест для посещения туристами в 2020 году, по данным туристического портала Big 7 Travel. Отельеры ожидают большее количество путешественников.
Приводим пять главных тенденций киевского рынка коммерческой недвижимости в 2020 году.
1. Офисы и торговые центры растут в цене
Арендовать помещение в популярном столичном офисном или торговом центре в этом году будет непросто. «Во многих бизнес-центрах нет свободных площадей, у некоторых существует лист ожидания. Рынок офисной недвижимости вернулся на показатели докризисного 2013 года», — говорит основатель Investment Development Property (IDP) Игорь Черненко. Он добавляет, что, как и в предыдущие годы, большая часть сделок по аренде помещений приходится на IT-компании, которые готовы арендовать помещения в лучших БЦ города. Средняя вакантность в киевских офисных центрах в начале 2020 года составила 6,2% и в этом году она будет только сокращаться. В 2015 году пустовало 17,5%, а в 2016 году — 14,4% общей площади киевских офисов, говорится в исследовании Colliers International (Украина).
2. Аренда дорожает
В этом году арендные ставки могут вырасти на 7−10%. Сейчас арендаторы помещений класса A платят в Киеве в среднем $20−30, В 一 $14−19, С 一 $9−13 за квадратный метр в месяц. В торговых центрах ставки составляют $45−50 за кв м в месяц. Большинство арендаторов платят в качестве ставки процент от оборота. Чем выше продажи — тем выше поступления у торгового центра.
3. Девелоперы занялись стройкой
Инвесторы готовы вкладывать средства в рынок коммерческой недвижимости. Например, только Вагиф Алиев объявлял о намерении открыть по торговому центру в каждом районе города. В этом году он планирует ввести в эксплуатацию ТРЦ Ocean Mall по соседству с ТРЦ Ocean Plaza, общая площадь которого составит около 300 тыс. кв м. Девелоперская компания Stolitsa Group намерена открыть ТЦ и БЦ Retroville общей площадью 120 тыс. кв м. В этом году свою работу может начать самый известный киевский недострой — ТРЦ Respublika общей площадью около 300 тыс. кв м, который связывают с Виталием Хомутынником и Павлом Фуксом. «В Киеве и в Украине, действительно, сейчас планируется открыть несколько объектов. По моему мнению, это повлияет на перераспределение потоков среди существующих и новых комплексов и, возможно, на ротацию арендаторов в существующих объектах. Посещаемость ТРЦ остается уже сейчас на уровне возможностей каждого объекта», — говорит генеральный директор МФК Gulliver Ирина Круппа.
В ближайшие несколько лет в Киеве откроется до 10 новых бизнес-центров, но рост арендных ставок продолжится, прогнозирует Игорь Черненко. «Спрос на офисы в ближайшие годы будет превышать предложение», — говорит эксперт.
4. Сегмент для хипстеров
Инвесторов заинтересовал рынок коворкингов. Их суммарная площадь в Киеве, по данным компании Colliers International (Украина), составляет 62 тыс. кв м, что занимает 3,2% от общего предложения качественной офисной недвижимости.
Примерно 62% рынка контролируется четырьмя компаниями — IWG plc (Regus, Spаces), Platforma, Creative States, Creative Quarter. Инвесторы готовы вкладывать в открытие новых коворкингов. В ближайшие полгода предложение вырастет на 27%, прогнозируют в Colliers International (Украина). Планируется открыть четыре крупных объекта, среди которых Platforma Fortuna (4,5 тыс. кв м), Creative States of Arsenal (4,13 тыс. кв м), Creative Quarter in Gulliver в башне B (2,8 тыс. кв м), Kooperativ (4 тыс. кв м).
Коммерческая недвижимость в Украине - инвестиции в коммерческую недвижимость на портале InVenture
5. E-commerce: инвестиции в офлайн вырастут
В 2020 году, по прогнозам группы Evo, украинский рынок электронной коммерции вырастет на 15% — до 87,2 млрд грн. Как правило, покупатели заказывают товар через интернет и хотят его забрать в магазине. Примерно каждый второй клиент магазинов пользуется этой услугой, тогда как в Польше — около 70%. Поэтому крупные ритейлеры будут инвестировать в развитие сети своих интернет-магазинов.