На сегодняшний день сложился некий стереотип бизнес-ангела – это профессиональный инвестор, который вкладывает в компании на ранних стадиях. Однако, в США большинство ангелов – это непрофессиональные инвесторы, которые не зарабатывают от перепродажи своей доли в компании. Для них это скорее хобби или своеобразная дань обществу.
Мотивация 1: Возврат долга обществу
Предприниматель выстроил свой бизнес, получает от него прибыль и теперь помогает другим достичь того же. Он хорошо помнит, как трудно ему было найти первые $10 тыс. для своего дела, потому легко расстается с деньгами ради помощи близким по духу людям. Многие ангелы называют это «возвратом долга» обществу: такой инвестор внимательно слушает начинающего предпринимателя, вспоминает себя в его ситуации и дает ему деньги на самую безумную идею. При этом он уже морально попрощался с этими деньгами, потому что получить прибыль от таких инвестиций почти нереально.
Мотивация 2: А что если?
Для некоторых ангелов инвестиции – это хобби. Кто-то занимается коллекционированием пробок от вина или часов, а кто-то – интересных технологических идей, на реализацию которых у самого когда-то не хватило времени или сил. Этим частично можно объяснить популярность краудфандинговых площадок. Миллионы людей перечисляют свои деньги на реализацию самых невероятных идей, не рассчитывая получить какую-то экономическую выгоду. Большинство людей хочет быть бизнес-ангелами. Людям интересно стать участниками создания новых концепций, просто кто-то может безболезненно для себя пожертвовать $50, а кто-то – $50 тыс. Мотивацией тут выступает простой вопрос «А что будет, если?..»
А что будет, если построить лифт от земли до МКС? Миллионы людей с радостью примут сам факт существования такого лифта, даже если лично им он не принесет никакой выгоды.
Мотивация 3: Где деньги?
У бизнес-ангелов финансовая мотивация занимает далеко не первое место. Предприниматель всегда четко понимает: в инновационном бизнесе шансы на успех достаточно низкие и даже если проинвестированный стартап достигнет успеха, основная прибыль достанется фондам, которые инвестируют гораздо больше на следующих раундах финансирования.
Но на рынке действуют бизнес-ангелы, который профессионально занимаются инвестициями. Чтобы стать успешным на этом поприще необходимо, во-первых, создать большой инвестиционный портфель (не менее 10 компаний) и, во-вторых, обеспечить себе высокую ликвидность, то есть найти такую модель, которая позволит быстро и выгодно продавать стартапы. Обычно бизнес «созревает» через 5-7 лет, но у ангела нет столько времени. Частному инвестору нужно научиться продавать быстро, иметь персонал, рыночные связи, поддерживать постоянные отношения с фонами на более поздних стадиях – это кропотливая и трудная работа. К тому же, такому инвестору необходим капитал для вложений. Чаще всего случается так, что бизнес-ангел, который хочет серьезно заработать на своих вложениях, рано или поздно открывает собственный венчурный фонд или просто, разочаровавшись, уходит из бизнеса.
Стартовый капитал
Бизнес-ангел в США может иметь капитал в $100 тыс., вкладывая по $10 в каждую компанию, потому что эффективная инфраструктура для синдицирования позволят каждому инвестору выписывать меньший чек. Но на развивающемся рынке такая стратегия не пойдет – инвестор должен иметь достаточный вес, чтобы его доля на была «размыта» в следующих раундах.
Время – деньги
Фактор времени имеет огромное значение для ангельского инвестора. Если при инвестициях в $10 тыс. рассчитывать на 10% годовой доходности, то за 8 лет эта сумма должна увеличиться вдвое, иначе инвестор проиграет рынку. Но риски при инвестициях в стартап гораздо больше, чем при покупке облигаций или акций, потому обычно инвестор рассчитывает минимум на 30% годовых, соответственно, за 7 лет $10 тыс. должны превратиться в $50 тыс. Если вы сделали три инвестиции, но успешной стала только одна, то ваш возврат должен составить минимум $200 тыс., только чтобы конкурировать с альтернативными направлениями инвестиций. Тут уже основатели удивляются, почему они должны расплачиваться за тех, у кого ничего не получилось.
Профессионал рынка: быть или не быть?
По статистике, профессиональный ангел имеет в 10 раз больше шансов на успех. Если ангел-любитель вложил в стартап, то его шансы вернуть свои деньги составят где-то 1 к 100, у профессионала – 1 к 10. Но улучшить эту цифру еще больше очень трудно, поскольку венчурный рынок подвержен воздействию массы случайный внешних и внутренних факторов, которые просто невозможно предвидеть.
В свете всего вышесказанного выглядят смешными попытки систематизировать или даже лицензировать работу бизнес-ангелов, организовать их в структурированные сообщества, пересчитать и классифицировать. Ведь большинство настоящих бизнес-ангелов даже не осознают, что они таковыми являются.