Э
Экономика военного времени: особенности Украины

Экономика военного времени: особенности Украины

Экономика воюющей страны - это не обязательно регресс. Иногда это шанс для большого промышленного, технологического и медицинского прогресса.

На шестой месяц боевых действий россии против Украины стало очевидно: враг нацелен вести войну на истощение. Это значит, что кремль будет продолжать атаковать всю страну, уничтожая не только милитарные цели. Поэтому нам крайне необходимо переориентировать экономику на военные рейки, чтобы иметь ресурсы как можно дольше противостоять врагу и таки победить. Совершила ли Украина такой переход? Перед тем, как ответить, давайте разберемся, в чем суть военной экономики.

В военное время главным приоритетом правительства является оборонный сектор. Поэтому и налоговые поступления, и заемные средства направляются в основном на содержание вооруженных сил и удовлетворение потребностей национальной безопасности. Перед государством стоит задача очень тщательно подходить к распределению ресурсов, чтобы с одной стороны добиться военной победы, с другой - удовлетворить жизненно важные потребности граждан.

Экономика воюющей страны - это не обязательно регресс. Иногда это шанс для большого промышленного, технологического и медицинского прогресса, ведь находясь в состоянии конкуренции, правительства вынуждены создавать более качественные оборонные продукты по более низкой цене. Порой страны с военной экономикой выходят из конфликтов более сильными, чем были до этого. Примерами могут послужить США и Япония после Второй мировой войны, Южная Корея после войны в Корее.

США во Второй мировой: основы успеха

Нейтралитет Вашингтона до нападения на Перл-Харбор позволил США наладить важные торговые отношения с союзными державами, что значительно подстегнуло экономику страны. Производство было переориентировано на военную технику и боеприпасы, которые в то время пользовались большим спросом в Европе и которые вскоре понадобятся им самим.

Федеральное правительство начало активнее участвовать в социальной и экономической жизни страны, чем в конце 20-х. Во время Второй мировой в США была плановая экономика. Стратегические ресурсы производились в количествах, установленных в Вашингтоне, и распределялись между конечными пользователями чиновниками Совета по военному производству. Ключевые цены и заработная плата регулировались. Федеральное правительство породило ряд мобилизационных органов, которые не только часто закупали товары (или организовывали их закупку армией и флотом), но и непосредственно руководили производством и повлияли на работу частных компаний и целых отраслей. В то время устанавливались жесткие требования для участников тендеров. Так, чтобы выиграть государственные контракты, бизнесу нужно было внедрить четкий учет затрат, графики заработной платы и др.

Производство было переведено на военные рейки, прежде всего тяжелая промышленность. Так, автомобильные компании начали вносить существенный вклад в создание самолетов. Также было мобилизовано торговое кораблестроение, которое удовлетворяло растущий спрос на морской транспорт для перевозки американских товаров в Великобританию и Францию. Самолеты, корабли (и судоремонтные услуги), военная техника и боеприпасы были наиболее важными товарами по ленд-лизу. С 1941 по 1945 год США экспортировали в рамках программы помощи союзникам товаров на сумму около $32,5 млрд.

Для наполнения казны правительство распространило подоходный налог практически на всех американцев и взимало его путем удержания из зарплаты. Впрочем налогами покрывалось лишь 40-45% военных расходов, остальное финансировалось за счет долгов и дохода от эмиссии денег. Вместе с тем было ограничено повышение заработной платы во время войны примерно до 15%. Сдерживание расходов домохозяйств на ряду с контролем за ценами позволило правительству контролировать инфляцию.
Также правительство начало выпуск «военных облигаций». Принося только 2,9% годовых после 10-летнего срока погашения, они тем не менее служили ценным источником дохода для казны и чрезвычайно важной инвестицией в победу для многих американцев.

Военные заказы помогли США решить проблему безработицы. Так, в проекте создания тяжелых бомбардировщиков B-29 были задействованы сотни тысяч рабочих. В целом в американском авиастроении было занято ошеломляющие 2 млн человек, при этом производилось более 125 тыс. самолетов.

Украинский контекст

Взять американский кейс за пример для перехода на военную экономику Киев не может. На территории США, в отличии от нас, не велись боевые действия, под артиллерийскими обстрелами не разрушались предприятия. россия в Украине бьет не только по военным целям, но и по жилым домам, объектам инфраструктуры, производственным мощностям. По состоянию на 8 августа общая сумма прямого задокументированного ущерба инфраструктуре составляет $110.4 млрд, подсчитали в KSE Institute.

Очевидно, что несмотря на продолжающиеся атаки, нужно хоть как-то восстанавливать деловую активность в стране. В начале марта премьер-министр Денис Шмигаль призвал бизнес переходить к экономике военного положения: “отстроить эффективную работу всех необходимых предприятий, мобилизовать ресурсы, создать новую логистику”. Была запущена программа перемещения производств на запад страны. Релокацией воспользовались более 700 предприятий, 500 из них уже возобновили работу. По словам премьера, государство с весны начало размещать на предприятиях заказы для покрытия наиболее критических потребностей.

В целом с началом широкомасштабной войны украинский бизнес оказался в крайне непростой ситуации - цепочки поставок были разрушены, а морские порты заблокированы. Украина пробовала налаживать экспорт по железной дороге, однако ее возможности были несоизмеримы с объемами, обеспечивающими морскими портами. Ситуация создавала огромные риски для голода в мире, поскольку страна - крупнейший поставщик зерновых. И только в конце июля в Стамбуле были достигнуты соглашения, благодаря которым удалось разблокировать порты в Черном море. Однако вывоз металла, обеспечивающий до войны значительный приток валюты в страну, до сих пор не возможен.

В целом украинская экономика не была подготовлена к подобным вызовам. Правительство стояло перед необходимостью принимать экстренные меры. Так, из-за дефицита горючего отменили акциз на топливо, а также снизили ПДВ с 20% до 7%. Это помогло обеспечить горючим по приемлемым ценам население и аграриев в период посевной. С началом войны активность на рынке труда практически остановилась. Некоторое время бизнес старался сохранить персонал. Чтобы предотвратить массовые увольнения, ФЛП, а также официально оформленные наемные сотрудники частного сектора, проживающие на территории, где велись боевые действия, получили от государства по 6,5 тыс. грн. Однако видя, что война продолжается, а экономическая ситуация не улучшается, предприятия начали оптимизировать издержки, в частности, на фонд оплаты труда. Лавы безработных пополнили также украинцы, вынуждены переселяться с зон, где ведутся боевые действия (ВПЛ). Таким образом, уровень безработицы, по оценкам НБУ, достиг 35%. Для обеспечения занятости, Кабмин запустил программу “еРабота”, в рамках которой уже выдал 52,7 млн грн 227 предпринимателям на собственное дело. Довоенные зарплаты уже не предлагают - кандидаты без опыта работы в Киеве не могут рассчитывать на сумму, выше 10 тыс. грн.

На фоне роста инфляция - сейчас она достигла 22,2% - в июне Нацбанк резко поднял учетную ставку - с 10% до 25%. Некоторое время регулятор держал курс доллара на отметке 29,25 грн. Также были установлены ограничения на наличном валютном рынке. Чтобы сохранить международные резервы, а также для минимизации “карточного туризма”, НБУ с 21 мая 2022 года разрешил банкам устанавливать свои курсы по продаже наличной валюты.

Давать отпор агрессору Украина вынуждена в условиях дыры в бюджете. Ежемесячный дефицит госказны составляет $5 млрд. Источниками финансирования госбюджета с начала полномасштабного вторжения стали военные облигации, кредиты от Международных финансовых организаций, двусторонние займы и гранты. Не обошлось без эмиссии. С начала полномасштабного вторжения по 27 июля НБУ напечатал 240 млрд грн.

“Государство делает что может в этих условиях. Какие-то "ручные" решения удачные (фиксация валютного курса вместо монетарного якоря ставки; прямое, но все же ограниченное финансирование дефицита через печать гривны), какие-то - не очень (фиксация цен на бензин, разрешение на беспошлинный ввоз в евроблях)”, - отмечает замдиректора Центра экономической стратегии Мария Репко.

“Современная экономика Украины организована по рыночным принципам. Государственный сектор создает всего около 9% ВВП страны. При такой организации экономики государство не может непосредственно приказать предприятиям, что и как им производить и вынуждено влиять на них только через систему государственных закупок, льготные кредиты, льготное налогообложение и т.д., - комментирует InVenture Александр Хмелевский, кандидат экономических наук, независимый эксперт. - Конечно, оборонный государственный заказ во время войны был увеличен. Часть предприятий, ранее производивших гражданскую продукцию, частично или полностью перешли на изготовление военной продукции. Однако говорить, что в экономике произошли кардинальные изменения и она переориентировалась на нужды армии не приходится”.

Частично это объясняется постоянными обстрелами, разрушениями и захватами оборонных предприятий, продолжает он. Однако государство не использует в полной мере мощности тех производств, которые работают, и не возобновляют производство на остановленных заводах.

В Украинском институте будущего считают, что в стране нужно провести аудит возможностей предприятий производить военную продукцию, ремонтировать технику.

Эксперты также отмечают: Украина слишком сильно полагается на помощь союзников.

“Война дает шанс для модернизации оборонно-промышленного комплекса, увеличения доли перерабатывающей промышленности в ВВП страны, развития высокотехнологичного производства, но, похоже, этот шанс использован не будет. Мы вынуждены ввозить больше импортной продукции, чтобы обеспечить потребности ВСУ и населения. Потому война станет толчком для развития экономики США и ЕС, а не Украины”, - говорит Хмелевский.

Некоторые экономисты обращают внимание на то, что в стране до сих пор не упразднены многие премии, надбавки госслужащим. Также, учитывая падения покупательной способности граждан, вызывают сомнение такие проекты развития, как стимуляция занятости путем выдачи микрогрантов. Дискуссионным остается вопрос разрешения выезда мужчин на заработки за границу. Ведь это с одной стороны помогло бы увеличить приток валюты, с другой - снизить давление на бюджет. Вместе с тем сейчас обсуждается новая налоговая реформа, предусматривающая введение 10% налога на прибыль, 10% — НДФЛ и 10% — НДС, то есть существенного снижение ставок, но повышение военного сбора до 3%, а также отмену ЕСВ. В таком случае возникает вопрос: будет ли чем наполнить бюджет, Пенсионный фонд? В целом альтернативы международной помощи для экономики военного времени Украины, пожалуй, нет, говорят эксперты. Но и жесткая экономия - отказ от премий, надбавок, проектов развития - неизбежна.

Читайте также