Эту мысль поддердивает директор экономических программ Украинского института будущего Анатолий Амелин, он убежден, что Зеленский абсолютно корректно расставил акценты, говоря о том, что "сейчас активно нападают не на нашу землю, а на эмоции инвесторов и бизнеса".
Человечество действительно живет в модели поведенческой экономики, где на экономические процессы влияет поведение людей, а на поведение людей — медиа, СМИ и пропаганда. Раздуваемая паника влияет и на бизнес, и на инвесторов. По словам Амелина, с начала ноября в Украине значительно сократилось количество сделок с недвижимостью, и это — один из признаков того, что люди стали аккуратнее относиться к долгосрочным проектам.
"Многие компании заморозили или перенесли по срокам свои инвестиционные проекты, гривню многие стали перепаковывать в доллары. Это простимулировало спрос на валютном рынке, и мы видим, как отреагировал курс, "пробив" психологический барьер в 28 гривен за доллар. Так что президент абсолютно корректно расставил акценты", — говорит Анатолий Амелин.
"Информационная война, или информационное нагнетание ситуации, — это всегда негативный фактор для инвестиционного климата страны, — объясняет аналитик компании "Центр биржевых технологий" Максим Орыщак. — Оценивая перспективы экономики какого-то региона или бизнеса, компании ориентируются не только на внешнюю экономическую ситуацию, показатели ВВП или внутренние политические факторы. Важными оказываются и посылы, которые мелькают в медийном пространстве. В конце 2021 года рейтинговые агентства включили конфликт Украины и России в число резонных угроз для мировой экономики наравне с новыми штаммами коронавируса и пандемией. Информационный портал Bloomberg регулярно освещает ситуацию между Украиной и Россией с начала текущего года, чего ранее не наблюдалось. Это подогревает тревожные настроения и, даже несмотря на сотрудничество Украины и МВФ как кредитора, это формирует для нас негативный образ на международной арене".
Влияние этого фактора будет зависеть от того, как долго будут продолжать американские СМИ говорить о возможности скорого вторжения России в Украину. И, конечно же, от событий вокруг самой Украины. Амелин настаивает: паника нагнетается с двух сторон — с одной стороны Россия, с другой стороны США.
"Мы не можем контролировать ни американское медийное поле, ни российское. И тем более не можем контролировать движение российских войск у наших границ. Кто-то даже говорит о теории заговора. Будто это согласованные действия, чтобы принудить Украину к подписанию и реализации "Минских соглашений" и следующих за этим процессом соглашений. Что мы можем в этой ситуации сделать? Мы находимся в состоянии войны уже восемь лет, и нам нужно "зберігати спокій та чистити кулемет", — считает эксперт.
Последствия информационной волны уже есть: молодежь отказывается рисковать деньгами. Глава правления Ассоциации представителей малого и среднего бизнеса Киева Максим Тютюнников наблюдает отток "свежей крови": "Из-за нестабильной ситуации молодые люди, имеющие предпринимательские способности и новые идеи для внедрения, не хотят рисковать своими деньгами, открывать бизнес и развивать его. Малый и средний бизнес боится расширяться, открывать филиалы или вообще останавливает или закрывает деятельность. Кроме того, отсутствие безопасной и спокойной среды для ведения бизнеса (а именно риск масштабного российского вторжения) отпугивает иностранных инвесторов".
Алексей Олейников, управляющий партнер, InVenture отмечает, что текущая позиция инвесторов в Украине относительно дальнейших планов неоднозначная. Те компании, которые находятся в активной фазе реализации проектов и освоения инвестиций в большинстве случаев и дальше движутся по плану. Многие компании отложили рассмотрение новых проектов и сделок M&A, сфокусировавшись на оптимизации внутренних бизнес-процессов, в частности, в связи с необходимостью решения вопросов из-за роста цен на газ.
"Есть ряд иностранных инвесторов, с которыми сотрудничает InVenture, они определенно отложили свои планы по инвестированию до момента снижения напряжённости во взаимоотношениях с РФ" — говорит Олейников, но подчеркивает, что никуда не делать категория инвесторов, которые и в условиях неопределённости сегодня настроены оптимистично и готовятся к новым сделкам.
"Со слов одного из инвесторов, с которым мы сегодня обсуждаем сделку: "если уж верить в войну, то стоит сворачивать всю деятельность и уезжать из Украины" — говорит эксперт.
"В целом же на настроения инвесторов влияет множество факторов, начиная от локального расположения бизнеса (находится ли он в зоне территориальной близости к РФ или же на границе со странами Западной Европой), до сферы деятельности (например, сектор IT менее уязвим к рискам военной эскалации)".
На вопрос относительно прогноза развития событий, Алексей Олейников отметил: "В таких условиях экономические прогнозы на макро и на микро уровне строить не имеет смысла, так как в их основе лежат геополитические факторы. Военные действия – это всегда колоссальные потери для инвесторов и всеобщее падение инвестиционной активности в стране".
Сергей Фурса, инвестиционный банкир Dragon Capital. говорит: "Правда, в том, что публикации в западной прессе действительно вызывают беспокойство и даже панику у западных инвесторов. Это влияет на курс гривни, потому что инвесторы бегут из Украины, продавая номинированные в гривне акции. В результате мы видим девальвацию национальной валюты, добравшуюся до уровня 29,0 гривен за доллар. Это влияет на инвесторов на рынке еврооблигаций. И делает невозможным для украинского правительства выход на рынок заимствований, что создает огромные проблемы для финансирования дефицита и рефинансирования старых долгов".
По мнению старшего экономиста Киевской школы экономики Олега Нивьевского, беспокоиться из-за иностранных инвесторов поздно: мы и раньше не были центром инвестиционной привлекательности. "У нас и так не все хорошо было с инвестиционной привлекательностью. Если смотреть на общую картину, угроза вторжения есть, но она была всегда и никуда не девалась. Но паниковать из-за этого не стоит. Запад нас поддерживает в этом противостоянии, и Россия не может это не учитывать. Если посмотреть на опыт Казахстана, несмотря на последние события там, для экономики нет серьезных последствий", — уверен эксперт.
Максим Орищак тоже не ждет значительного эффекта для Украины от риторики в СМИ: это капля в море, существуют и другие негативные факторы. Но подобные инфоволны — показатель слабости нашей страны в информационном поле.
Финансовый аналитик Алексей Кущ согласен, что западный инвестор нервничает, но украинский бизнес и население проявляют серьезный иммунитет к информационной атаке: "Сейчас мы видим катастрофическое падение цен на еврооблигации, а на внутреннем рынке ОВГЗ полный штиль. То есть практически нет роста доходности. Поэтому по поведению украинского бизнеса мы видим, что нет сильного оттока капитала. Новости, которые с самого утра начинаются в западных СМИ о том, что Россия нападет на Рождество, на Крещение, что они эвакуируют посольства, влияют даже на инвесторов с крепкими нервами. Украинский бизнес проявляет серьезный иммунитет к такой информационной атаке. А если бы население всерьез воспринимало эту угрозу, мы бы увидели очереди в магазинах за продуктами питания, на автозаправках за топливом. Мы бы увидели колоссальный отток денег из банковской системы, как это происходило в 2014 году".
Опрошенные банки, среди которых Ощадбанк и "Альфа-Банк", подтверждают слова эксперта: оттока денег пока нет. Однако в НБУ отметили, что главной причиной возникновения перекосов между спросом и предложением валюты в начале года был именно психологический фактор, связанный с информационным фоном вокруг геополитического напряжения и реакцией на него участников рынка. Это отразилось на усилении спроса на иностранную валюту со стороны нерезидентов на валютном рынке Украины.
От прямых иностранных инвестиций украинская экономика практически не зависит, так как этих инвестиций, фактически, нет. А вот падение еврооблигаций по мнению Алексея Куща — вопрос серьезный. Если объяснять совсем просто, нам необходимо занимать деньги, чтобы обеспечивать экономику страны оборотными средствами, однако сейчас необходимо гарантировать инвестору "космическую" доходность, чтобы он вложился в них.
"Отток прямых иностранных инвестиций, как правило, растянут во времени, так как выход из инвестиций связан с необходимостью продажи активов, это может занять ни один год в нынешних реалиях. Скорее тревожным для Украины может стать рост стоимости внешених заимоствований для страны и отток капитала посредством вывода иностранных инвестиций из государственных облигаций и по другим долговым инструментам", - отметил Алексей Олейников.
Чтобы проверить ситуацию среди внутренних инвесторов, мы обратились к телеком-операторам, которые активно строят инфраструктуру. В "Vodafone-Украина" говорят, что продолжают работать в обычном режиме, несмотря на информационное давление. В "Киевстар" сказали, что "ситуация с нагнетанием вокруг российских войск на границах не влияет на операционную деятельность". В частности, компания продолжает активно инвестировать в строительство 4G-сети.
Ряд бизнесов назвал ситуацию "политической" и отказался комментировать. Неофициально говорят: на работу ситуация не влияет, однако клиенты и медиа проявляют повышенный интерес, приходится объяснять, что все работает в штатном режиме. Куда серьезнее бизнес относится к ценам на газ: они бьют по операционным процессам гораздо сильнее, чем информационные волны.
Украина с осени прошлого года находится под сильным давлением из-за энергетического кризиса в Европе, причиной которого стали действия России. Сократив поставки газа через Украину и Польшу, Кремль спровоцировал рост цены на газ в ЕС и в нашей стране. При этом время для таких действий было выбрано очень удачно: после эпидемии COVID-19 мировая экономика начала восстанавливаться, значительно выросло потребление в Китае, а Европа из-за перехода на возобновляемые источники энергии превратилась в крупного потребителя газа.
Из-за этого уже в октябре цена на газ на нидерландском хабе TTF превысила отметку в $1000 за тысячу кубометров, что было историческим рекордом на то время. А уже в декабре котировки выросли в два раза и побили новый исторический рекорд в $2272 за тысячу кубов. При этом Кремль заявляет, что готов увеличить прокачку газа при условии введения в эксплуатацию газопровода "Северный поток-2". Но на практике он также настаивает на том, чтобы газопровод заработал в противоречие европейскому законодательству, которое требует разделение компании поставщика газа и компании, осуществляющей транзит.
Украина, которая интегрирована с Европейским энергетическим рынком, также пострадала от действий газовой монополии. Так, если в декабре 2020 года психологической отметкой цены газа было 8 гривен за кубометр, то уже спустя год газ на Украинской энергетической бирже торговался по 70 гривен за кубометр. Из-за этого украинским властям пришлось решать ряд проблем.
Во-первых, чтобы обеспечить прохождение отопительного сезона, "Нафтогазу" пришлось превратиться в некий аналог Министерства газа и создать балансирующую группу, которая обеспечивает отопление населению и бюджетникам. Во-вторых, под угрозой оказалась промышленность. Из-за высоких цен на газ многие бизнесы начали закрываться, а люди потеряли работу. Под угрозой разорения оказались и производители социальной продукции: пекари, молочники и птицеводы. И хотя власти пытаются потушить этот пожар и даже провели один аукцион по продаже газа по льготным ценам, промышленность заявляет, что этого недостаточно.