Go West или эвакуация бизнеса Украины на запад

Go West или эвакуация бизнеса Украины на запад

Как государство помогает бизнесу перенести производства для возобновления работы в западные регионы Украины, сколько предприятий уже это сделали и с чем они сталкиваются

Экономика должна работать даже во время войны. Именно поэтому в более безопасные районы Украины переезжают не только граждане, но и предприятия.

Такое уже было, 80 лет назад советские власти эвакуировали на восток заводы, чтобы спасти их от уничтожения немецкими фашистами. Теперь предприятия перевозят к западу Украины, спасая их от российских фашистов.

К 27 марта 2022 года государственные органы получили 1120 заявок на перевозку производств из охваченных войной районов. По 368 заявкам уже принято решение о транспортировке. Из них 89 уже перевезли, а 47 уже начали работу на новых местах.

Об условиях эвакуации бизнеса

Универсальной программы эвакуации предприятий нет, потому что все бизнесы разные. Государство помогает с логистикой, поиском помещений для устройства производства, жилья для работников, коммуникацией с местными органами власти.

В приоритете для перевозки в безопасные районы Украины стратегически важные предприятия и производители товаров первой необходимости.

Для получения помощи владельцы или менеджеры предприятия должны подать заявку на эвакуацию.

После этого с ними связываются представители Минэкономики, помогающие найти помещения для производства. Позже – представители "Укрзализныци", чтобы организовать перевозку.

Если окажется, что по железной дороге это сделать невозможно, то транспортную составляющую берет на себя "Укрпочта". Перевозка таких грузов автомобилями компании через блокпосты проходит быстро благодаря специальным удостоверениям.

По словам первого заместителя председателя комитета Верховной Рады по финансам, налоговой и таможенной политике Ярослава Железняка, если предприниматель сам находит необходимый транспорт, государство компенсирует стоимость перемещения.

"Наиболее активны в привлечении бизнеса – Львовская и Закарпатская военно-гражданские администрации. Они пытаются принять и крупные, и мелкие предприятия, потому что понимают, что война закончится, а рабочие места останутся".

Эвакуируются предприятия из разных областей, даже из тех, которые относительно далеки от зоны боевых действий. К примеру, кабельный завод эвакуировался из Запорожья, где сейчас относительно спокойно", – отмечает Железняк.

Сдерживает масштабы эвакуации логистика. Грузовиков недостаточно, а первые свободные привлекают к перевозке гуманитарных грузов. Остальные две проблемы – проживание работников и их мобилизация. Здесь помогает Совет бизнес-омбудсмена.

Помощь InVenture в перемещении бизнеса на безопасные территории Украины

"В дополнение к руководству военно-гражданских администраций каждый городской голова предоставил прямые контакты ответственного лица, которое может круглосуточно принимать запросы относительно помещений, релокации и всего, что с этим связано.

Есть возможности, есть мощности, но, конечно, нет идеальной ситуации. Очень тяжело быстро найти идеальные условия», – отмечает заместитель бизнес-омбудсмена Татьяна Короткая.

Даже если удается найти соответствующее по площади помещение с необходимой мощностью электроэнергии и инженерными решениями, есть проблема с поселением работников.

"Людям и их семьям нужны условия для проживания. Сейчас очень тяжело найти жилье из-за большого количества людей, приехавших на запад Украины. Правительство об этом знает и консолидирует усилия".

В первую очередь речь идет о достройке недостроенного жилья и переустройстве гостиниц и офисных центров. Некоторый бизнес предлагает недостроенные помещения», – говорит заместитель бизнес-омбудсмена.

К примеру, одна компания перевезла завод в Ивано-Франковскую область, однако уже несколько недель не может найти жилье для семьи работника из четырех человек.

"Это мощная компания с иностранными инвестициями. Она уже несколько дней ищет еще одну квартиру. Десяток уже нашла, а еще одну не может", – отмечает Короткая.

Поселки вокруг Ивано-Франковска, Калуша или Тисменица имеют мощности для бизнеса. Они готовы сразу разместить людей или выделить землю под застройку.

По словам Железняка, некоторые вопросы по аренде помещений предлагают решить на законодательном уровне.

"Работаем над законопроектом, чтобы местные органы могли снижать налоги на время военного положения, чтобы арендовать коммунальные помещения по ускоренной процедуре. Есть идея уменьшить размер арендной платы до гривны за квадратный метр", – говорит депутат.

Правительство уже поручило Фонду госимущества до конца марта подготовить предложения по упрощению порядка передачи в аренду коммунального и государственного имущества для эвакуируемых компаний.

Масштабы и запросы переезжающих бизнесов разные. Есть предприятия, которым достаточно помещения, а проблему поселения работников решают самостоятельно. Остальные нуждаются в помощи с логистикой.

Реалии эвакуации бизнеса

Одно из предприятий, частично эвакуировавшее производство из Киева, – ООО "НПО "Риф". Компания производит упаковочно-маркировочные материалы: этикетки, бирки, ленты.

Вторая часть бизнеса – импорт оборудования для печати чеков и наклеек. Без их продукции не может работать ни один магазин.
Представитель компании Артем Гусев рассказал, что сначала с киевских складов начали вывозить дорогостоящую технику. Ее было проще эвакуировать.

По его словам, оборудование компании габаритное и тяжелое. Чтобы его демонтировать, в производственном помещении следует разбивать стены и заказывать краны. Чтобы разобрать оборудование, нужно несколько дней и соответствующие специалисты.

В настоящее время компания перевезла во Львов один станок для вырезки заготовок этикетки. Второй – в процессе транспортировки. Это лишь маленькая часть оборудования. Гусев говорит, что самым большим вызовом было найти помещение для производства.

"Были попытки государства помочь в переезде, поддерживался контакт со Львовской военно-гражданской администрацией. Нам предоставили перечень помещений для аренды. Мы просмотрели около десяти вариантов, но ни один не подошел".

Большинство из них – это 30-60 км от Львова. Практически все помещения не приспособлены для производства. Основная проблема с электричеством. Нам нужно 50-100 кВт, а там электричество только для освещения», – рассказывает менеджер компании.

Среди предлагаемых вариантов мало помещений с хорошим подъездом для грузовиков и ровным полом для движения складской техники. Большинство нуждаются в значительных вложениях и длительном ремонте.

Компании удалось обнаружить склад без отопления. Сюда перевезли готовую продукцию и расходные материалы. Оборудование готовится к работе. Последние недели "НПО "Риф" продает то, что было произведено до войны.

Релокация бизнеса на Западную Украину: какие есть подводные камни

"Некому работать – это проблема номер один. Люди выехали за границу и в другие области. Во Львовской области десять человек из компании. Всего у нас 85 работников. Часть офисных сотрудников работает дистанционно", – сетует Гусев.

Другая острая проблема – жилье. "Во Львове не очень хорошая двухкомнатная квартира стоит 20 тысяч гривен. Когда искали квартиру, то три из пяти объявлений, которые мы просматривали, оказались мошенническими", – объясняет менеджер компании.

По мнению Гусева, для большинства бизнесов перевозки "Укрзализныцей" не имеет смысла.

"У нас точка загрузки в 4-5 километрах от склада. Сначала оборудование нужно было бы загрузить в 20-тонную фуру, затем выгрузить в вагон и снова во Львове нанимать грузовики и кран.

Ни один водитель фуры не захочет тратить пол дня, чтобы ехать пять километров. Сколько ему заплатят за это? Ему лучше один раз съездить в Киев, за что можно получить более 40 тысяч гривен», – объясняет Гусев.

Его компании удалось найти грузовик при помощи волонтеров. "Машина привозила гуманитарную помощь, возвращалась пустой во Львов, поэтому забрала наше оборудование. Не бесплатно, конечно", – говорит Гусев.

Полностью переезжать из Киева "НПО "Риф" не планирует. В столице производство возобновится частично, потому что 85% людей уехали.
Часть работников живет вдали от работы, им сложно добраться до производства из-за комендантского часа и проблем с транспортом.
"У нас есть собственное помещение в Киеве площадью около 5 тысяч квадратных метров. Последние три года непрерывно инвестировали в его ремонт. В мае планировали закончить довольно дорогой ремонт офисного блока.

Полная эвакуация – очень большие средства. Демонтировать 10-15 станков и перевезти их стоит столько, что за эти деньги можно купить несколько квартир», – подчеркивает Гусев.

Когда война закончится, возможно компания оставит во Львове свой филиал со складами и локальным производством.

Эвакуация бизнеса за границу

Офис бизнес-омбудсмена поощряет предприятия проводить релокацию в пределах Украины. Для этого налажены контакты с областными администрациями и городским самоуправлением.

Если фирма не может остаться в Украине, офис омбудсмена помогает ей переехать за границу. В последние две недели поступили две такие заявки от производителей высокотехнологической продукции.

"Этим фирмам нужны импортные компоненты. Отделы оценки рисков зарубежных партнеров запрещают отправлять микросхемы или подобные продукты в зону боевых действий. Это касается всей Украины", – сообщил Ващук.

Он не стал называть предприятия, но отметил, что речь идет не о производителях кабельной продукции и электроники для европейского автопрома. Как известно, в ЕС останавливались автозаводы из-за нехватки поставляемых из Украины деталей.

"Мы наладили связи с Польшей через советника по малому и среднему бизнесу. Через него идут контакты с Краковским технологическим парком относительно предоставления площадей для одной-двух украинских фирм, которые хотят наладить производство. Эти фирмы не намерены навсегда выезжать из Украины", – рассказал бизнес-омбудсмен.

Оба предприятия в процессе релокации, и пока нет ни одного примера завершенной эвакуации производства за границу.

Читайте также