«Горшочек с золотом» для стартапов

«Горшочек с золотом» для стартапов

Эксперты рекомендуют стартаперам не зацикливаться на приложениях для смартфонов

Рынок мобильных и интернет-сервисов для пользователей, который вызвал такой бум в 2000-х, уже не настолько привлекателен для стартапов. Многие эксперты советуют начинающим IT-компаниям находить и другие ниши на рынках – решения в сфере «big data», корпоративные продукты, технологии виртуальной реальности.

Конечно, разрабатывать какую-нибудь «фишку» для соцсетей или новый фоторедактор гораздо проще, чем тратить свои силы и большие ресурсы на создание собственной платформы для электронной коммерции или виртуализации. Но большинство ниш на потребительском рынке уже заняли гиганты – Facebook, Google, Twitter, Instagram и т.д.

Эксперты инвестиционной компании Rye, Man & Gor Securities отмечают, что хотя доля инвестиций в софтверные и интернет стартапы ежегодно превышает 60%, но сейчас инвесторы все больше заинтересованы в хардверных проектах. Также инвесторы заинтересованы в бизнес-стартапам в сфере b2b.

Именно поэтому многие эксперты рекомендуют начинающим предпринимателям обратить внимание на сегмент корпоративных решений.

Корпоративные выгоды

Вице-президент компании Veeam Software Антон Антич отмечает, что рынок b2b является одним из самых надежных, поскольку за решения в этом сегменте пользователи готовы платить деньги.

Компания с корнями из России сейчас перебралась в Швейцарию и разрабатывает решения для резервного копирования виртуальной инфраструктуры и виртуализации данных. Ее основал Андрей Баронов и Ратмир Тимашев в 2006 году, а в 2009 году Veeam уже получила первую прибыль, через пять лет компания планирует довести годовой оборот до $1 млрд.

Большая часть стартапов, особенно в Силиконовой долине, рассчитывают заполнить потребительский рынок – как Facebook или Instagram – и найти собственный «горшочек с золотом», говорит эксперт. Однако для бизнеса подобная стратегия достаточно сложна. Пользователи требуют много внимания, не любят платить и могут уйти к более крупным или удачливым конкурентам.

Николай Митюшин, директор по инвестициям ABRT Venture Fund, отмечает, что крупные международные фонды стали очень осторожно относится к стартапам из Восточной Европы из-за высоких рисков и проблем с ликвидностью, а также из-за ограничений на прибыльный выход из проектов.

Большинство стартапов делятся на две категории, говорит эксперт, – ориентированы на внешний и внутренний рынок. Во втором случае многие проекты используют копикат успешных иностранных сервисов. Тогда действительно могут появиться проблемы с ликвидностью.

Однако Митюшин считает, что компании с хорошей исследовательской базой (R&D), у которых есть корпоративные клиенты, всегда будут ликвидные и привлекательны для инвесторов. Ярким примером успешного стартапа с такой стратегией можно назвать «Лабораторию Касперского» или Parallels.

Новые тренды

Потенциально успешными проектами на IT-рынке могут стать стартпы в сфере обработки «больших данных». На этом рынке пока действуют очень сложные и весьма дорогие решения. Сейчас любые проекты в данной сфере будут оценены инвесторами.

Влад Пигин, руководитель глобальной программы по работе со стартапами в Microsoft, советует стартапам расширить свое понимание разработок. Сейчас на пике популярности – технологии для "умных" городов, так называемая urban informatics, говорит эксперт.

Среди подобных решений – мультифункциональные уличные знаки,  информация на которых меняется в зависимости от обстановки на дороге, и маячки (beacon), сигнализирующие на мобильный о приближении к объекту, на котором они установлены.

Пигин также относит к перспективным разработкам технологии виртуальной реальности и защиты пользовательских данных. Также стоит обратить внимание на сегмент носимых гаджетов и автомобильной электроники, хотя работа на этом рынке, вероятно, потребует сотрудничества с крупными игроками.

Игрушечные перспективы

Однако стартапы, предпочитающие потребительские технологии, все-таки имеют определенные перспективы.

Руководитель Facebook по работе с партнерами и платформой социальной сети в регионе EMEA (Европа, Ближний Восток и Африка) Жульен Кодорнью отмечает, что сегмент b2c продолжает весьма активно развиваться.

Многие компании разрабатывают успешные онлайн-игры, на которых используют платформу Facebook для добавления социальных механизмов к своим приложениям и для продвижения продукта на мировом рынке, отмечает эксперт.

Хотя, так или иначе, выбирать должен сам стартап.

Никто не должен диктовать предпринимателю, как вести собственный бизнес. Однако он должен быть способен заметить выгодный тренд и создавать продукт «на вырост», что сэкономит самим стартаперам уйму ресурсов, сил и времени, а также привлечет новых инвесторов.

 

Читайте также