ICO — новое венчурное инвестирование?

ICO — новое венчурное инвестирование?

Ликбез: что такое ICO, и почему все о нем говорят?

ICO (Initial Coin Offering, первичное размещение токенов) — способ привлечения инвестиций для криптовалютных проектов. В некотором роде это разновидность краудфандинга, когда инвесторы финансово поддерживает проект, выкупая токены за реальные деньги (например, доллары) или криптовалюту. В последующем инвестор ожидает, что токены принесут доходность через определенное время, либо их можно будет продать по более выгодной цене или использовать их для оплаты внутренних услуг и продуктов компании. В отличии от IPO, когда инвестор становится владельцем части компании, в модели ICO покупатель токенов как правило не получает ни доли в компании, ни права голоса.

Согласно отчету Smith+Crown в 2017 году суммарно посредством ICO было привлечено более 180$ млн, и судя по всему в следующем году собранная сумма будет еще больше. Для сравнения, в 2016 году на ICO был собран 101$ млн.

Каждый третий предприниматель США считает ICO альтернативой венчурным деньгам

Опрос венчурного фонда First Round Capital среди 869 основателей стартапов в США показал, что каждый третий предприниматель считает ICO конкурентной заменой венчурного инвестирования. Эту точку зрения подтверждает тот факт, что в 2017 объем финансирования ICO превысил венчурные инвестиции на ранних стадиях. Во втором и третьем кварталах этого года 90% от 2,3$ млрд, привлеченных крипто-стартапами, были собраны на ICO.

На вопрос: «Считаете ли вы, что ICO станет легальной альтернативой венчурному финансированию?» 34% опрошенных отвечают положительно.

ICO - Venture - Poll

ICO is the new VC (or not?)

Беря во внимание такие оптимистические прогнозы, можно вообразить себе идиллическую картину, в которой интересным проектам больше не нужно добиваться инвестиций у венчурных фондов, теряя время и equity в компаниях. Неужели в ближайшем будущем все стартапы будут находить инвестирование на выгодных условиях при помощи ICO, а инвестором сможет стать каждый?

О том, какие перспективы ожидают ICO-рынок, с редакцией InVenture поделился основатель и CEO проекта DMarket Владимир Панченко.

Владимир Панченко - CEO / DMarket

Резюме проекта:

DMarket — глобальная блокчейн-платформа по торговле игровым контентом. Торговля внутриигровыми предметами происходит за внутреннюю валюту маркетплейса DMarket Tokens. В августе 2017 за четыре дня первичного размещения на ICO сервис собрал 10,9$ млн. 1 декабря DMarket закрыл второй и заключительный этап продажи токенов, подняв более $19 млн.

 Блокчейн-платформа DMarket

Схема работы блокчейн-платформы DMarket

Почему ICO, а не классическое венчурное инвестирование?

Быстрее, удобнее, эффективнее. Для нас ICO — это панацея. Мы занимаемся разработкой классного продукта, и месяцами продавать equity мне не нравится; это время я лучше потрачу на развитие бизнеса.

Составит ли ICO-финансирование замену классическому венчурному инвестированию?

Не уверен. Думаю, что ICO именно сейчас составляет конкуренцию, и со временем оно превратится в еще одну разновидность венчурного инвестирования. В Америке уже работают сотни венчурных фондов, владеющие биткоинами и специализирующиеся на финансировании блокчейн-проектов. Более ста крупных американских фондов, которые раньше инвестировали в equity, теперь, в том числе, инвестируют в «крипту».

В будущем интересы фаундеров и инвесторов будут встречаться, формируя оптимальный баланс сил. С одной стороны, инвестировать «простому человеку» станет значительно сложнее ввиду дополнительных «проверок» и «аккредитаций», с другой стороны, вырастет уровень безопасности вкладов инвесторов благодаря ужесточению требований к ICO и самим проектам. Участие в ICO приблизится к модели участия в  IPO.

Каким типам проектов «показано» ICO? Рационально ли выходить на ICO традиционным офлайн-бизнесам?

Идеальное ICO, в том числе и для инвесторов, у компании, которая не может существовать без блокчейна и без токенов. В DMarket без токена не будет функционировать система. Мы вынуждены развивать спрос на токены и строить экосистему. Таких проектов крайне мало, большинство проектов — это классический бизнес, который приходит поднять дополнительное финансирование.

Раньше я был довольно критически настроен к таким случаям, но сейчас вижу несколько проектов традиционного бизнеса с ICO, которые мне симпатичны. Прежде всего, потому что мне нравятся люди, работающие в проекте, и продукт, который они делают. Там вовсе не нужен блокчейн, но они поднимают деньги, чтобы быстрее развивать продукт. Когда классический бизнес поднимает деньги на ICO, это риски, потому что выпускаемые токены бизнесу на самом деле не нужны. Он жил без них и будет жить. В таком проекте токены — это обязательства, и доверие к ним — дополнительные риски для инвестора.

Некоторые издания трактуют сообщение Комиссии по ценным бумагам и биржам США как признание в американском законодательстве токенов аналогом ценной бумаги. Является ли токен DMarket Token — «ценной бумагой»?

Нет. Есть два вида токенов: utility токен и security токен. Весь танец ICO-рынка идет вокруг одного вопроса: выпускаемый проектом токен — utility или security? Utility токен — это как бы еще одна внутренняя криптовалюта, которую бизнес выпустил и продал; это не акция.

Примечание редакции:
- Utility токены — это «полезные» токены, за которые можно купить услуги или продукты внутри проекта.
- Security токены — это «инвестиционные» токены, которые дают владельцу право на реализацию его инвестиционных интересов (участие в юридическом лице, капитале, прибыли и т.д.).

Определить вид токена проекта помогает так называемый «Тест Хауи», который был сформулирован применимо к криптовалюте в августе текущего года (тест появился после обнародования решения Верховного Суда в деле SEC v. W. J. Howey Co., прим. ред.). Основная задача теста — определить, к какому из двух типов принадлежит выпускаемый токен. Например, согласно этого теста токен DMarket — utility.

Интерфейс маркетплейса DMarket

Интерфейс маркетплейса DMarket для пользователя

Как проекту подготовиться к выходу на ICO?

В первую очередь найти миллион долларов. Потом найти людей, которые смогут его эффективно потратить на маркетинг, пиар и, собственно, ICO. Миллиона хватит при условии, что есть профессиональная команда, продукт классный и он гармонично ложится на технологию блокчейн.

В текущем состоянии информационного поля, не имея миллиона, я бы не рекомендовал никому начинать. Это в том случае, если  вы хотите собрать десятки миллионов долларов на ICO. При этом, на мой взгляд, все, что собирает менее 15 миллионов, обман для инвестора: ликвидности на бирже не будет.

Напоминаем, что ранее мы писали о том, что такое ICO и есть ли почва для инвестиций.

Читайте также