В июле 2017 года организатор очередного ICO решил то ли пошутить, то ли сообщить чистую правду. «Вы собираетесь отдать свои деньги случайному человеку в интернете, а он купит на них какую-то вещь. Возможно, телевизор с большим экраном. Серьезно, не покупайте эти токены», — написал он на своем сайте uetoken.com. Инвесторы оценили такую откровенность и купили почти 4 млн токенов за $68 071 (в криптовалюте), обеспечив организатору ICO 56 телевизоров. Спустя месяц капитализация «самого бесполезного токена» (UET, Useless Ethereum Token) выросла в 2,5 раза!
В 2017 году интерес к криптоэкономике перерос майнинг и сфокусировался на ICO (Initial Coin Offering). Это привлечение финансирования для проектов и компаний с помощью технологии блокчейн. И хотя название ассоциируется с IPO (Initial Public Offering), по своей природе ICO больше напоминает венчурное инвестирование. В рамках ICO компания-эмитент выпускает на специальной веб-платформе (например, Ethereum или Waves) токены — смарт-контракты, которые можно приобрести за криптовалюту. Токены торгуются на биржах, таких как например Poloniex, а их цена зависит от достижений команды, условий в смарт-контракте и волатильности всего крипторынка. Но они не равны доле в капитале компании (как акция), и на ICO эмитенты продают не работающий бизнес (как на IPO), а лишь, как правило, идеи и обещания.
Стартапам-организаторам ICO уже удалось привлечь ошеломительные суммы. По данным Token Data, объем привлеченных средств в 1 полугодии 2017 года составил $1,2 млрд, а в июле-августе 2017 — еще порядка $700 млн.
Общая капитализация рынка криптовалют с начала года выросла примерно в 10 раз, до $175 млрд!
«Полгода назад в индустрии были только гики, не было фондов, не было понимания бизнеса. Морковка в виде ICO привлекла в отрасль тысячи бизнесменов, айтишников, инвесторов», — говорит Елена Масолова, основатель стартапов Darberry (Groupon Russia), Pixonic, Eduson и фонда AddVenture. Популярность ICO легко объяснима, ведь собирать средства обычными способами (IPO, венчурное инвестирование, краудфандинг) труднее, чем криптовалюту, считает исполнительный директор прайм-брокера Exante Анатолий Князев. На ICO компании привлекают у инвесторов деньги под горящие глаза, говорит директор группы по предоставлению юридических услуг для технологических проектов компании «Делойт» и председатель российской организации Blockchain.community Артем Толкачев: «Я читаю White Paper (аналог проспекта эмиссии при IPO) и документы к ICO, и все, что там написано, можно изложить в нескольких словах: вы не получаете ничего».
Одно из самых успешных ICO на сегодняшний день — блокчейн-платформы Tezos — привлекло в июле 2017 года $232 млн. (по курсу на тот момент). Уже в сентябре первое в истории регулируемое ICO платформы хранения данных Filecoin установило новый рекорд криптовалютной индустрии, собрав в ходе кампании $257 млн. Предыдущий же рекорд ICO принадлежал стартапу Bancor, который собрал $150 млн.
Каждую неделю проводится несколько ICO. Размещения в криптовалюте провели операционные системы (SONM), сервисы хранения данных (Storj), акселераторы (Starta), социальные сети («Голос») и др. Большая часть проектов — технологические, но есть заводы и сельскохозяйственные фермы. ZrCoin привлек $7 млн на строительство завода по производству циркония (стоимость одного токена привязана к стоимости 1 кг диоксида циркония).
Все это напоминает золотую лихорадку. «Криптомир — мир быстрых денег и решений, как в американских вестернах», — отмечает директор и сооснователь ICO-фонда Iskander.vc Антон Занимонец. Но «красивая картинка» может разочаровать инвесторов. Крипторынок волатилен и алогичен, а значит, крайне рискован. Технически инвестирование в ICO не составляет труда. «На криптобиржах токены ICO покупаются так же, как криптовалюты. Основная проблема — недостаток добросовестных проектов», — говорит аналитик Exante Виктор Аргонов.
Проект для долгосрочных инвестиций должен соответствовать классическим венчурным критериям отбора: сильная команда, понятная бизнес-модель, прототип и реализация. «Звучит смешно, но почти все размещающиеся проекты не соответствуют этим критериям», — говорит Масолова. Плохо, когда Google не находит никакой информации об основателе проекта, кроме фото из Таиланда, добавляет венчурный инвестор Юлий Зегельман.
Основатель блокчейн-платформы Waves Александр Иванов советует выбирать проекты, которые собираются делать реальный продукт в IT-сфере. По словам Толкачева из «Делойт», крупные игроки Рунета уже рассматривают возможность ICO.
Стоит обратить внимание на долгосрочные инфраструктурные проекты, для которых блокчейн станет технологией, способной изменить какой-то консервативный сектор. Например, компании, которые используют децентрализованный реестр для перевода денежных средств. «Пропускная система выше, чем в классических платежных системах, нужно меньше людей для обслуживания, а значит, себестоимость ниже», — говорит Зегельман. Самое важное при выборе проекта для инвестиций в ICO — это сам токен, уверен Занимонец: «Зачем он вообще нужен? Почему будет расти? Если в White Papers об этом ни слова, значит, это просто русское лото». Одним из «эталонов экономической модели токенов в мире» Занимонец называет Skincoin (привлекла в июле 2017-го при ICO $3 млн), ее коины служат платежным средством за виртуальные атрибуты в компьютерных играх.
Какова доходность таких вложений? Этот вопрос повисает в воздухе. Большая часть проектов привлекла средства только в этом году и не успела сделать ничего значимого, но цена одних токенов выросла невероятно, а другие торгуются ниже номинала. В качестве удачных проектов 2016 года, собравших на ICO крупную сумму, можно привести Golem, децентрализованный рынок свободных вычислительных мощностей, токен которого вырос в 25 раз с ноября 2016-го, блокчейн-платформы Waves (в 20 раз) и Iconomi (в 25 раз). «На волне блокчейна можно инвестировать в компании, которые станут будущими Google, Amazon или Snapchat, и заработать очень много», — уверен Зегельман. Но можно и потерять все вложения.
Появились фонды, которые берут средства в управление. Но их инвесторы законодательно не защищены. Фонды публикуют результаты торговли, и доходность у всех хорошая — ведь рынок растет. Но в мире криптовалют часто случаются неприятные сюрпризы: летом инвестфонд Satoshi Pie потерял около $7 млн из-за хакерской атаки, затем вернул большую часть, но заявил, что намерен прекратить работать с клиентами.
Елена Масолова инвестирует на этапе pre-ICO. В свой первый проект TokenStars — площадку на основе блокчейна, где пользователи смогут инвестировать в начинающих спортсменов, она вложила $300 000. Юлий Зегельман признается, что «еще ни одного токена не купил на ICO». Он уверен, что цена на первичных размещениях завышена: «Все боятся этого слова, но это пузырь. Это не значит, что ICO — плохой инструмент или что все компании плохие. Просто очень дорогие». Зегельман предпочитает спонсировать само проведение ICO (за фиксированную комиссию) либо участвовать в pre-ICO.
«Качественные проекты занимают менее 15% рынка. Остальные делятся на мошенников и ребят с горящими глазами, идеями и большими деньгами, но полным отсутствием опыта и понимания индустрии», — полагает Зегельман. «Мошенников на рынке немного, но примерно половина команд, выходящих на ICO, действует наудачу; получится — хорошо, не получится — ну и ладно, мы вам ничего не должны», — размышляет Иванов.
Профессионалы советуют розничным инвесторам ждать, пока не появится регулирование этого рынка и он станет менее доходным, но более безопасным. Иванов уверен, что это произойдет до конца года: «Пойдут массовые жалобы инвесторов, которые вложились в исчезнувшие стартапы. Регуляторы будут вынуждены реагировать». В июле Комиссия по ценным бумагам и биржам США фактически приравняла ICO к IPO.
Украина также начала активно приобщаться к мировым трендам ICO. В августе 2017 года, украинский маркетплейс DMarket провел ICO на сумму $11,5 млн, это первое ICO среди украинских стартапов.
Источник: Forbes