Инвестиции в электроэнергетический сектор: нужен ли Украине RAB-тариф

Инвестиции в электроэнергетический сектор: нужен ли Украине RAB-тариф

И так ли хорош проект НКРЭКУ

Украинские электросети находятся в кризисном состоянии. Они нуждаются в модернизации, а модернизация требует инвестиций. В свою очередь, инвестору необходимо понимание того, как эти инвестиции будут возвращаться и на каких условиях. 

29 апреля 2020 года, Национальная комиссия, осуществляющая государственное регулирование в сферах энергетики и коммунальных услуг (НКРЭКУ), одобрила проект перехода на стимулирующее регулирование в сфере передачи электрической энергии локальными электрическими сетями – RAB-тариф. Регулятор одобрил введение в тариф на передачу электроэнергии фиксированную ставку доходности облэнерго в зависимости от стоимости их активов. На старую базу активов предложили ввести 0,1% доходности, на новую – 15%. Одобренные проекты решений должны пройти общественные обсуждения. После обсуждений регулятор утвердит окончательный вариант постановления.

Сегодня Европейская бизнес ассоциация (ЕBA) провела онлайн дискуссию с участниками рынка о RAB-тарифе, приватизации облэнерго и том, как привлекать инвестиции в сектор электроэнергетики. InVenture следил за содержательной беседой и предлагает вам ознакомиться с самыми интересными тезисами трансляции.

Предыстория

Члены НКРЭКУ напомнили о том, что процесс внедрения стимулирующего регулирования начался еще в 2012 году. Тогда были приняты соответствующие изменения в закон Украины "О естественных монополиях". После была разработана соответствующая нормативно-правовая база, в частности была принята методика оценки активов субъектов естественных монополий. Регулятор принял постановления, которые позволяют установить тарифы на услуги поставки электрической энергии (э/э) по регулированному тарифу для соответствующих лицензиатов. В течение длительного периода НКРЭКУ вносил в базу определенные изменения. Они касались внедрения стимулирующего регулирования, в частности норм доходности на старую базу активов.

С учетом того, что на сегодня уже действует закон "О рынке электроэнергии", произошло отделение деятельности поставщиков электрической энергии по регулируемому тарифу на операторов систем распределения, и на поставщиков. Старая нормативная база НКРЭКУ требовала соответствующих изменений. Одно из ключевых изменений состояло в том, что стимулирующее регулирование может касаться только естественных монополистов, то есть операторов систем разделения. Для поставщиков э/э, в частности для поставщиков универсальных услуг, применение стимулирующего регулирования не являлось корректным.

Регулятор подготовил изменения в документы, касающиеся внедрения стимулирующего регулирования. Ключевым там стали изменения норм доходности. НКРЭКУ подробнее проанализировал влияние на участников рынка, внедрение стимулирующего регулирования при тех или иных нормах доходности, и получил определенные рекомендации от экспертов. Регулятор подготовил изменения в нормативной документации, окончательный срок принятия замечаний – 1 июня этого года.

О ставке доходности и ставке на новые активы

По словам народного депутата Виктории Гриб, ни в одной европейской стране нет показателя ставки доходности в 0,1%. В большинстве случаев, ставка доходности едина для всех активов и равна WACC (средневзвешенная стоимость капитала – прим. ред.). 

“Если мы говорим о стоимости, инвестиции в Украину стоят дороже чем инвестиции в Европу. Очереди из иностранных инвесторов у нас нет. Для того, чтобы инвестор пришел в Украину, нужны более привлекательные условия”, – добавила она.

По словам народного депутата Людмилы Буймистер, сношенность сетей электропередач Украины составляет 80%, а в некоторых областях – 100%. Ставка доходности в 0,1% обесценивает стоимость активов облэнэрго.

В свою очередь, представитель Фонда государственного имущества (ФДМ) Антон Мягков назвал ставку на новые активы в 12,5% адекватной.

“Ставка на новые активы 12,5% на наш взгляд – это актуальная ставка, если новый владелец будет инвестировать в сеть под такой процент”, – поделился он.

Партнер компании Ernst&Young в Украине Богдан Ярмоленко добавил, что по его мнению, ставка на новые активы должна быть равна WACC. 

“Это тот возврат средств, который будет интересен инвесторам. Идея в том, что инвестора привлекает ставка возврата на новую базу. Если она будет адекватной – он будет готов вкладывать деньги...Экономически целесообразно, чтобы ставка доходности на новую базу была равна средневзвешенному капиталу. Эта цифра будет понятна любому инвестору”, – рассказал он.

Почему инвестиции в сети важны и при чем тут приватизация

По Виктории Гриб, тарифообразование Но Cost Plus (текущая система тарифообразования в электроэнергетике – прим. ред.) несправедливо по отношению к потребителю, поскольку средства, которые потребитель платит, закладываются в тарифе за э/э, но не решают проблему некачественного электроснабжения. 

Электросети требуют очень больших инвестиций,  Потребители сейчас платят прежде всего за потерю электроэнергии (из-за изношенности электросетей часть электроэнергии утрачивается и не доходит до конечного потребителя ), а могли бы платить за модернизацию, качественное и бесперебойное электроснабжение. 

“Для этого необходимый все таки RAB-тариф, который поможет инвестировать в электризацию, развивать электросети и уменьшить потери...Если этого не сделать сейчас, нас ждет увеличение аварий, отключение потери на производствах из-за аварий”, – рассказала Виктория Гриб.

Она добавила, что согласно методике НКРЭКУ, инвестиции вырастут максимум на 20-30% от сегодняшнего дня.

“Я сомневаюсь, что такие показатели дают возможность обновить сети в нужных объемах. Неоднократно различными международными экспертами озвучивались рекомендации для НКРЭКУ использовать международную практику, которая предполагает единую базу активов – не делить активы на старые и новые. Норма доходности должна быть равная уровню WACC по отношению ко всем активам и вложенным к ним капинвестициям”, – добавила она.

Людмила Буймистер напомнила, что в Украине есть 6 облэнерго, которые ежегодно выставляют на приватизацию. Однако, ФГИ план на приватизацию выполнить не может из-за  отсутствия просчитанного RAB-тарифа. По словам депутата, все это влияет на то, что активы каждый год обесцениваются.

“С 2012 года мы никак не можем прийти к тому, чтобы выработать методологию, которая будет привлекательной для инвесторов...Мы не сделаем модернизацию э/э сетей за год. Но через несколько лет мы можем сделать так, чтобы качество сетей повлияло на себестоимость и конкурентоспособность украинского производителя на мировых рынках. У нас сегодня очень конкурентоспособная ставка цены на электроэнергию. Она не выше, чем в Европе. Если мы ориентируемся на европейские рынки, то с инвестициями в сети мы сможем делать нашу украинскую продукцию более конкурентоспособной”, – добавила она.

По мнению директора ГП "Укрпромвнешэкспертиза" Владимира Власюка, Украине необходимо переходить на инвестиционную модель развития.

По словам эксперта, инвестиции, в которых нуждается сейчас энергетика – это очень большая цифра. В частности, за 15 лет, в украинские линии электропередач недоинвестировали примерно $40 млрд. Ежегодные инвестиции на километр наземных электросетей составляет $300. Для сравнения, в странах Восточной Европы соответствующий показатель составляет $1500, в развитых странах - $3 000- $3500.

Введение RAB-тарифа должно решить задачу значительного увеличения инвестиционного ресурса в Энергопередающая и распределительные компании.

"Если мы хотим сделать так, чтобы эта методология НКРЭКУ была действенной, а не просто декларативным, мы должны понять, как мы поднимем и дадим возможность увеличить инвестиционный ресурс. Для того, чтобы это решить ... надо говорить на языке цифр и учитывать зарубежную практику", – рассказал он.

Фото: Pixabay.

Читайте также