Сокращение инвестиций в энергетику, начавшееся в 2014 году, приостановилось. Об этом свидетельствует данные Международного энергетического агентства, приведенные в докладе «World Energy Investment 2019».
В прошлом году в энергетику было инвестировано около 1,8 трлн. долл. США, что приблизительно соответствует уровню 2017 года. Падение инвестиций в 2015-2016 годах произошло за счет существенного сокращения вложений в нефтегазовый сектор.
Динамика инвестиций в электроэнергетику и нефтегазовый сектор за 2005-2018 годы, млрд долл
Источник: World Energy Investment 2019
Последние три года объем инвестиций в нефтегазовый сектор практически не меняется. Рост, который наблюдался в секторе в 2005-2014 годах, прекратился.
Инвестиции в электроэнергетику росли до 2011 года и с тех пор остаются на уровне 750-800 млрд долл в года.
«В 2018 году более двух долларов из каждых десяти, инвестируемых в энергетику во всем мире, были вложены в развитие экономики азиатских стран, а еще один доллар – в нефтегазовый сектор Северной Америки. Были предприняты значительные усилия по улучшению бизнес-моделей, сокращению затрат и привлечению капитала, что привело к улучшению динамики разведки и добычи, более экономичным инвестициям в возобновляемые источники энергии и новым способам финансирования энергоэффективности и электрической мобильности», - отметил Фатих Бироль, исполнительный директор МЭА.
По его словам, есть ряд факторов, препятствующих росту инвестиций. В разных секторах и странах инвесторы сталкиваются с разного рода рисками.
«Нынешние рыночные и политические сигналы не стимулируют масштабное перераспределение капитала в низкоуглеродную энергетику и энергоэффективность, которые бы соответствовали устойчивости энергетики в будущем. Возрастает вероятность того, что инвестиции в поставку топлива не достигнут тех объемов, которые необходимы для удовлетворения растущего спроса. А для достижения целей в области устойчивого развития необходимы дополнительные инвестиции в регионы, которые сталкиваются с самыми серьезными экономическими и финансовыми ограничениями, которые имеют место, например в странах Африки к югу от Сахары.
Финансирование нашего энергетического будущего требует от политиков лучшего понимания рисков, с которыми сталкиваются инвесторы, а также разработки и реализации политик, позволяющих эффективно распределять и управлять этими рисками, которые являются ключевыми факторами, определяющими стоимость капитала. Там, где правительства, а в некоторых случаях и государственные финансовые институты, предоставляют такие структуры, частный сектор реагирует (позитивно)», - отметил Фатих Бироль.