Согласно исследованию онлайновой базы данных компаний, людей и инвесторов CrunchBase, прибыль инвесторов, которые вкладывают деньги в стартапы, составляет около 676%. Если из этой цифры убрать владельцев, которые сами инвестировали в свой бизнес, то даже половина или четвертая часть составит 350 или 175% прибыли.
Согласно исследованию онлайновой базы данных компаний, людей и инвесторов CrunchBase, прибыль инвесторов, которые вкладывают деньги в стартапы, составляет около 676%.
В этом же исследовании зафиксировано, что уже после 18 месяцев работы стартапа инвесторы могут удачно выйти из проекта. Впрочем, и риски таких инвестиций довольно высокие. Проект может банально «не взлететь» или возникнут проблемы с учредителями.
Что такое стартап
Вопрос «что такое стартап?» до сих пор остается дискуссионным. Чаще всего под этим понятием подразумевают новую компанию, которая строит бизнес на основе инноваций или инновационных технологий. Ее учредителями являются небольшая группа людей, которые только начинают выходить на рынок и испытывают хроническую нехватку ресурсов.
В Украине подход несколько другой. Как рассказал руководитель проектов и программ Украинского фонда стартапов Игорь Маркевич, у нас стартапом называют не только те компании, где есть инновации, но и включают те компании, которые уже есть на рынке и обладают немалыми ресурсами. То есть, стартапом может считаться любой бизнес, который имеет потенциал роста и масштабирования.
Поиск источников финансирования является первоочередной задачей стартаперов, ведь без такой поддержки даже самая лучшая идея останется нереализованной. Инвестиция в стартап напоминает приобретение новостройки: чем раньше вложить деньги, тем большую прибыль можно получить. Но и риск потерять все также будет большим.
Как инвестировать в стартапы
Инвестировать в стартап можно по-разному. Самым распространенным является частное инвестирование.
Часто авторы новых проектов ищут поддержки у родственников, друзей, знакомых, особенно на начальных этапах финансирования. Если идея действительно стоящая и нет сомнений в способности стартапера ее реализовать, то есть смысл стать инвестором такого проекта. Такой вид инвестирования денег в стартапы удобен для начинающих. Ведь здесь нет ограничения по сумме — это может быть как $1 тыс., так и $ 10 тыс. Эта стадия связана с непрофессиональным инвестированием.
Другой вариант — поддержка бизнес-ангелов. Речь идет о частных лицах, которые вкладывают средства в проекты на ранних стадиях в обмен на долю. «Чтобы произошел возврат инвестиций, сумма вклада должна быть на уровне $50 тыс. Тогда можно говорить о доле 5% в продукте, которая при успешном развитии событий может вдвое или втрое умножить вашу инвестицию», — отмечает Игорь Маркевич.
Еще одним способом инвестировать в стартап является участие в пулах и специализированных фондах. Модель предусматривает передачу средств профессиональным инвесторам, которые, собственно, будут вкладывать их в проекты, исходя из своей экспертизы, знаний и предыдущего опыта.
Инвестор также может воспользоваться услугами агента, который будет управлять его средствами и распределять по стартапам. Но этот вариант в украинских реалиях не практикуется.
Где искать стартапы
До признанных лидеров, как, например Израиль, где ежегодно появляется более 1,5 тыс. новых проектов, нам, конечно, далеко. Но все же у нас есть своя стартап-экосистема.
Для поиска новых интересных проектов можно пойти несколькими путями.
Первый — использование профильных ресурсов. Речь идет о базах стартапов, различных сообществах, форумах, информационных ресурсах. Среди самых популярных — ain, mc.today, Startup.ua, hi-Tech.ua и т.п. Здесь инвестор может посмотреть, какие стартапы ищут финансирование, и выбрать для себя тот, в который он верит.
Второй путь — networking. Имеются в виду профилирующие конференции и мероприятия, направленные на изучение перспективных проектов. Посещая их, инвесторы имеют возможность не только узнать о новостях в мире стартапов, но и лично пообщаться с их авторами.
Также поможет искать объект для инвестиций мониторинг соцсетей, изучение авторитетных мнений опытных инвесторов, налаживании коммуникации со стартаперами.
«Что характерно для стартап-экосистемы, так это легкое установление контактов с ее лидерами. Инвестор может напрямую написать письмо СЕО стартап-компании и задать любой вопрос. В большом бизнесе такой возможности нет, чтобы достучаться до руководителя, нужно пройти добрый десяток посредников», — говорит руководитель проектов и программ Украинского фонда стартапов.
Еще один способ поиска — нанять консультанта, который будет искать новые проекты и делать подборки перспективных стартапов.
Как распознать перспективный стартап
Оценка перспективности стартапа во многом зависит от стадии, на которой он находится. На начальной предпосевной (pre-seed) есть идея, команда и только прототип продукта. Соответственно, оценивать проект можно, исходя из этих трех параметров:
- кто входит в команду и насколько он способен реализовать конечный продукт;
анализ продукта или услуги; - особенности и перспективность рынка.
«Если мы видим, есть классная идея, хорошая команда, большой, хорошо оцененный рынок с неперегретой конкуренцией, — в такой проект можно инвестировать», — говорит Игорь Маркевич.
Также в своих оценках можно пользоваться методом скоринга. Речь идет об оценке основных критериев по 5-балльной шкале. Если алгоритм «идея-команда-рынок-стратегия» наберет условно 18 баллов, тогда есть смысл говорить об инвестициях в такой продукт.
Задумываясь над инвестициями в стартап на ранней стадии, нужно учитывать, что успеха в дальнейшем достигают в среднем лишь 3% новых идей. Но при этом инвестиции в стартапы на данном этапе — это уникальная возможность получить долю в будущем успешном бизнесе при очень низких начальных вложениях.
Дальше следуют стадии подъемной инвестиции — посевная (seed) и постпосевная (post-seed). Они уже предусматривают маркетинговое продвижение и трэкшн, которые демонстрируют, насколько стартап смог реализовать свою бизнес-модель. Здесь стартап уже можно оценивать на объективных показателях. Но здесь мы говорим уже о совсем других чеках — на сотни тысяч долларов.
Вопросы доходов и сроков
Размер и сроки получения дохода зависят от оценки стартапа и договоренностей со стартапером.
На момент инвестирования происходит оценка стартап-компании, при которой, в частности, фиксируется процент дохода от вложений. Условно, оценка компании составила $10 тыс, 1% от этой суммы за год составит $100. Но если через год стоимость компании вырастет до $50 тыс., соответственно $100 превратится в $500.
«Если говорить об успешных инвестициях, то такими они считаются, если на выходе вырастут хотя бы в полтора раза. Иными словами, при вложении $50 тыс., на выходе инвестор получит $75 тыс.», — рассказывает эксперт.
Относительно сроков, однозначного ответа тоже нет. Все зависит от развития стартапа. Свою прибыль инвестор уже может получить за год. Но если он инвестировал на ранней стадии, скорее всего понадобится более двух лет, чтобы капитализировать свои инвестиции.
Вопрос риска для инвестора
Инвестиции в стартапы — одни из самых рисковых. Средства вкладываются не в недвижимость или бизнес, а, так сказать, в идею и в команду, которая продает эту идею. Даже крупные фонды подходят к этому с большой осторожностью. За год они могут инвестировать всего 2-3 стартапа.
Статистика рисков утверждает, что 70-80% стартапов или не рентабельны, или откровенно убыточные.
Потенциальные инвесторы, в 20-40% случаев имеют дело с мошенниками, которые исчезают после получения средств.
У начинающих стартаперов отсутствует практический опыт ведения предпринимательства, что приводит к убыткам.
Около 60% удачных проектов распадаются из-за внутренних конфликтов.
Универсального рецепта, как избежать всех этих рисков, нет. Но можно попытаться хотя бы по максимуму себя обезопасить.
Прежде всего, нужно детально проводить проверку фактов, которую предоставляет стартапер. Проверить, все ли они учитывают, ничего ли не скрывают, кто входит в команду, их предыдущий опыт. Особое внимание стоит обратить на то, есть ли конфликт интересов.
Далее следует определить, будет ли конкретный стартап с предложенной стратегией развития успешным на рынке.
«Украинские инвесторы вкладывают максимально осторожно даже небольшие суммы. Если говорить о Кремниевой долине в США, то там $100 тыс. получить очень просто — исключительно за свою идею без предварительного аудита. Но если речь идет о больших суммах, то инвестор максимально придирчивый», — отмечает руководитель проектов и программ Украинского фонда стартапов.
Имеет значение и участие инвестора в дальнейшей судьбе стартапа. Иными словами, инвестор должен постоянно держать руку на пульсе и следить за развитием этого продукта.
Стоит ли инвестировать в стартап
Только за первое полугодие 2020 года, по данным платформы Crunchbase, в мире появилось 44 единорога — компаний-стартапов, получавших рыночную оценку стоимости свыше $1 млрд. Совокупно они привлекли около $12 млрд, а их общая оценка составила $64 млрд.
Самыми дорогими новыми единорогами стали британский производитель электротранспорта Arrival, американский разработчик решений для беспилотных автомобилей Pony.ai и индийский биотехнологический стартап Biocon Biologics. Каждую из этих компаний оценили в $3 млрд и более.
В Украине тоже есть свои единороги, хотя их и не так много. В 2020 году стартапам с украинскими корнями удалось привлечь более $540 млн. Лидирует банк без отделений Revolut. Инвестиции в $500 млн увеличили оценку компании до $6 млрд. Также в первую тройку попали маркетплейс для изучения иностранных языков Preply и мобильное приложение для бронирования столиков в ресторане и оплаты счетов Allset. Суммы привлеченных инвестиций составили $10 млн и $ 8,25 млн соответственно.
Это означает, что вложения в стартапы имеют место быть. Есть несколько особенно популярных направлений, где шанс на успех стартапа будет выше. Например, идеи машинного обучения, искусственного интеллекта, больших данных, био-хакинга, технологии в медицине, генной инженерии, агротехнологий. В ближайшие несколько лет они будут оставаться актуальными.
«К тому же довольно часто немалую роль играет банальная интуиция, так называемая «чуйка». Не раз она пригодилась инвестору. Вспомнить хотя бы случаи со Snapchat или с Bolt», — приводит пример Игорь Маркевич.
Иными словами, имея средства, отличную интуицию, базовые знания, стоит рассмотреть вариант инвестиций в стартап.