Как найти инвестора в украинских реалиях?

Как найти инвестора в украинских реалиях?

Финансовые расчеты, лаконичная презентация и активные коммуникации помогут найти требуемого инвестора. При этом не рекомендуем экономить на юристах и инвестбанкирах.

Для начинающего предпринимателя привлечение инвестиций часто становится одной из важнейших задач. Однако инвестиции могут понадобиться и для работающего бизнеса, который уже приносит деньги.

В целом, алгоритм поиска инвестора и получения средств для развития идентичен для любого бизнеса. Ниже приводятся конкретные шаги, пройдя которые, помогут понять, как привлечь финансирование от инвестора.

Шаг #1. Подсчитать необходимую сумму инвестиций.

Рассчитывая желаемый объем инвестиций, нужно четко понимать, на какие зачади они будут направлены. После этого необходимо составить прогноз, как привлеченные деньги повысят оборот бизнеса и в какой период окупятся.

Без детального бизнес-плана искать инвестора придется долго. Даже если идея будет инновационной, ее все равно рано или поздно придется выразить в цифрах в виде бизнес-плана.

Взамен на деньги инвестор обычно получает долю в проекте, поэтому средств должно быть столько, чтобы их хватило для реализации всех планов реализации проекта. В ином случае, вполне вероятно, придется опять делиться своей долей в бизнесе. Кстати, по такой схеме очень часто фаудеры теряют контроль над проектами.

Шаг #2. Определить тип инвестора.

Обычно проект на первом и втором (начальных) этапах развития получает ангельские инвестиции, на втором и третьем — посевные, на четвертом этапе к проекту подключаются большие венчурные капиталисты, финансовые или стратегические инвесторы.

На первом этапе развития проекта есть понятие bootstrapping (бутстрэппинг), когда запуск бизнеса происходит на минимальные деньги основателей, то есть на их личные сбережения. Часто сюда же входит финансовая помощь семьи или друзей.

Еще можно получить небольшие инвестиции от бизнес-ангела. Обычно это успешные бизнесмены, заинтересованные в инвестициях в перспективные стартапы на ранней стадии в обмен на их долю.

Бизнес-ангелы входят в класс венчурного бизнеса, то есть они не дают деньги в долг как банки, но, кроме финансирования, они делятся своими связями и опытом.

На втором и третьем уровнях проект должен показывать стабильный рост. Это дает ему возможность получить "посевные инвестиции", которые относятся к венчурным. Суть таких инвестиций в том, чтобы крупные венчурные инвесторы ближе познакомились с проектом, получив небольшую долю (обычно 7-10%).

На четвертом этапе появляются большие венчурные инвестиции. Если бизнес-ангелы вкладывают личные средства, то венчурные капиталисты (венчурные фонды) управляют деньгами других людей.

Также за инвестициями можно обратиться в бизнес-инкубатор или акселератор. Это организации, помогают развивать стартапы определенное время. За свои услуги, как правило, они просят долю в проекте от 10 до 30%. Имея долю в проекте, эти структуры будут всячески содействовать развитии и росту проекта.

Идти со стартапом за кредитом в банк нет смысла. банки не кредитуют стартапы, потому что на ранних стадиях их невозможно оценить, а банку необходим твердый залог.

Шаг #3. Сформировать предложение инвестору в виде презентации (тизера)

Инвесторы часто жалуются, что им присылают огромные и непонятные презентации. Это сразу же отталкивает инвестора, которому в день может приходить сотни предложений. Если речь идет исключительно об идее и о финансовых ожиданиях от проекта, достаточно одной или двух страниц.

Чем более лаконичной и читабельной буде презентация, тем больше шансов, что проект заметят. За пару минут ознакомления инвестор сразу должен понять, в чем суть бизнес-модели, какова ее конкурентоспособность, как проект поможет решить конкретную проблему, какой его ожидаемый период монетизации.

Лучше сделать два варианта презентации: короткую и обширную. Последняя может пригодиться, если инвестор пожелает углубиться в детали проекта.

Основная цель презентации — зацепить внимание инвестора. Инвесторы любят конкретику, им нужно быть уверенными, что инвестиции, которые они вложат в проект, со временем вернутся с премией.

Из презентации следует удалить все лишнее, особенно пафосные и хвалебные речи о фаундере.

Во время презентации инвесторы могут задать вопросы: "Кто вы и кто еще в команде проекта? Чем ваш проект лучше других и что вам позволит стать лидером рынка? Какую проблему решает ваш стартап? Как вы будете продвигать свой бизнес? Какая ваша бизнес-модель или монетизация? Почему именно эта сумма инвестиций вам нужна?". На такие вопросы необходимо подготовиться заранее и иметь четкие ответы.

Вместе с тем, с инвесторами нужно быть осторожными. Бывают случаи, когда инвесторы воруют идеи, которые полностью раскрываются, и создают похожие проекты, поэтому раскрывать все карты на первом этапе не стоит.

Шаг #4. Непосредственно поиск инвестора

Есть ряд проверенных способов, которые желательно применять одновременно.

Во-первых — поиск среди знакомых и друзей. Теория шести рукопожатий действительно работает, так что вполне реально выйти, например, на Илона Маска. Кстати, думать нужно не только о привлечении денег — иногда для старта бизнеса может хватить каких-то других материальных ценностей.

Во-вторых — активное участие в жизни стартап-сообщества: участие в ивентах и конкурсах. Известные инвесторы часто выступают на различных конференциях, после их выступления можно попытать счастья, рассказав о своем стартапе.

В-третьих регистрация проекта если это уместно на краудфандинговых ресурсах: Kickstarter, IndieGoGo, RocketHub, PeerBackers, Booomerang, "Спільнокошт", Na-Starte.

В-третьих — публичная деятельность: ведение блога, активная коммуникация, знакомства.

В-четвертых — сотрудничество с компаниями, которые специализируются на привлечении инвестиций в малый и средний бизнес. Как правило, эти компании имеют большой опыт закрытия сделок и хорошие связи среди множества инвесторов.  Ко всему прочему, например инвестиционная компания  InVenture располагает целым арсеналом специализированных сервисов, которые помогут оперативно донести информацию до большого количества инвесторов.

InVenture - привлечение инвестиций / продажа бизнеса

Также важно следить за новостями, в первую очередь — от Украинской ассоциации венчурного бизнеса (UVCA) и Европейской ассоциации бизнес-ангелов. Кстати, UVCA выпустила список инвесторов, который поможет сориентироваться, к кому лучше обратиться за инвестициями.

Шаг 5. Заключение сделки с инвестором.

В сделке обычно фигурируют такие документы: кредитный договор с приложениями, договор на покупку облигаций, опцион на покупку акций, договор на покупку варрантов, договор на куплю-продажу акций или доли в компании, соглашение акционеров. Обычно затраты на юристов берет на себе инвестируемая сторона.

Иногда в документах появляются условия сделки, которые ранее не обсуждались. В связи с этим перед подписанием договор нужно внимательно изучить. Если есть средства на своего юриста, его нужно подключить к этому процессу. Если условия изменились, нужно встретиться с инвестором, вероятно, он хочет поторговаться.

Подписание происходит в присутствии обеих сторон. Не рекомендуется подписывать дополнительные документы в последний момент, если они не были прочитаны.

Источник: Экономическая правда

Читайте также