Все ищут универсальную формулу успеха. Но правда в том, что стандартных формул нет.
Даже имея, на первый взгляд, идеальный бизнес-план, ваш стартап может оказаться провальным. 90% бизнесов закрываются в первые 3 года работы; для франчайзинговых же компаний банкротство за аналогичный период составляет менее 10%.
В современных рыночных условиях выживают лучшие и сильнейшие, а крупные сети поглощают небольших операторов рынка.
Преимущества сетевых игроков:
- Лояльные и выгодные условия от поставщиков: скидки, бонусы, акции, передача товара под реализацию и др.
- Больше конкурентоспособность: большие сети легко конкурируют с «ноунеймами»
- Возможность инвестирования в сеть: чем больше сеть, тем легче выделить денежные ресурсы на инновации и развитие сети
- Узнаваемый бренд, что влечет за собой лояльность потребителей
- Диверсификация точек по регионам, городам, локациям.
Все больше предпринимателей понимают, что создание сети – это лучший способ выжить и развиваться в кризис.
Но тут появляется следующая проблема – капитал для инвестирования, трудовые и временные затраты в открытие новых точек.
Именно поэтому сейчас становится настолько популярен франчайзинг. Собственник бренда не только получает дополнительные инвестиции, но и трудовые ресурсы для открытия точек. Так можно масштабировать собственную сеть в разы быстрее и стать известным национальным брендом.
О популярности франчайзинга:
- Каждые 8 минут в мире появляется новый франчайзи, а 91% новых франчайзи остаются в бизнесе спустя 7 лет.
- 53% всех франшиз принадлежат многопрофильным франчайзи.
- Из всех франшиз более 84% - это местные или региональные бренды, 16% - национальные / глобальные.
- 37% всех франшиз связанные с продуктами питания.
Франчайзинг – это не волшебная таблетка и не панацея. Он не решит все проблемы вашей сети. Даже больше, если у вас есть проблемы в развитии, не стоит дублировать ваши ошибки на франчайзи (ваших партнеров).
Перед тем, как начать развитие по системе франчайзинга, убедитесь, что вы к этому готовы.
Чек-лист. 10 пунктов для проверки готовности к развитию по франчайзингу
|
Вопрос |
Ответ |
Баллы |
1. |
Сколько лет вашему бизнесу? Прошел ли он все этапы становления и пережил ли все «болезни роста»? |
· 3+ лет. Бизнес-модель апробирована · 1-2 года. Сложно оценить опыт компании · Менее 1 года. Компания совсем недавно на рынке. |
· 2 б. · 1 б. · 0 б. |
2. |
Есть ли у вас точки в других городах/регионах? |
· Да, компания присутствует во многих городах · Есть несколько точек в другом регионе/городе · Все точки в одном городе |
· 2 б. · 1 б. · 0 б. |
3. |
Сколько всего точек в сети? |
· Более 3, компания показала свою устойчивость · 2-3 нужно исследовать компанию подробней · 1 – не показательный результат |
· 2 б. · 1 б. · 0 б. |
4. |
Есть ли у вас УТП, которое выделяет вас среди остальных? |
· Да · Нет |
· 2 б. · 0 б. |
5. |
Насколько выгодные финансовые показатели франшизы (прибыль, окупаемость, рентабельность)? |
· Все точки окупились и приносят прибыль · Есть убыточные точки, прибыль небольшая |
· 2 б. · 0 б. |
6. |
Какую поддержку вы сможете предоставлять партнеру? |
· Комплексная поддержка до и после открытия · Частичная поддержка, в основном в дистанционном формате · Франчайзер не может четко обозначить свою поддержку |
· 2 б. · 1 б. · 0 б. |
7. |
Есть ли у вас программное обеспечение/CRM-система, с помощью которой вы будете контролировать сеть? |
· Да · Нет |
· 2 б. · 0 б. |
8. |
Сколько времени вы готовы уделять своим партнерам и развитию сети? |
· Буду уделять столько времени, сколько нужно · Хочу, чтобы они все делали сами. |
· 2 б. · 0 б. |
9. |
Есть ли прописанные стандарты, инструкции, регламенты? |
· Да · Частично · Все на словах |
· 2 б · 1 б. · 0 б. |
10. |
Есть ли механизмы удержания? То, что будет удерживать партнеров в сети? |
· Да · Нет |
· 2 б. · 0 б. |
Оценка:
- 0-8 б. – компания еще не готова к масштабированию.
- 8-14 б. – большой потенциал развития по франчайзингу, но нужно исправить некоторые упущения.
- 14-20 б. – компания готова к созданию франшизы
Если вы приняли решение создавать франшизу, тогда вам необходимо:
- Исследовать рынок и конкурентов.
Важно понять, насколько направление трендовое и не переполнен ли рынок текущими игроками. Также изучение конкурентов покажет, на что необходимо обратить внимание во франшизе, какую поддержку предоставлять и чем можно выгодно отличаться от конкурентов.
- Провести оценку своей компании.
Очень важно адекватно оценить вашу готовность к развитию франшизы. Возможно, у вас нет системы обучения, программного обеспечения, либо нет ни одной «фишки», которая будет выгодно отличать вашу франшизу. Возможно, вам нужно нанять дополнительных специалистов в штат, либо инвестировать в рекламу. Все это – очень важный подготовительный этап к созданию успешной сети. Подготовиться на 100% невозможно, но вы должны понимать свои недостатки и исправить их до запуска франшизы.
- Создать концепцию франшизы, УТП.
Проработайте возможные форматы франшизы, но не распыляйтесь. Не нужно изначально предлагать 5-10 форматов, 1-3 формата более, чем достаточно. Продумайте свое УТП, которое станет тем якорем, который выгодно выделит вас среди остальных и механизмы удержания партнеров – важно не только открыть новые точки, но и сделать все, чтобы партнеры хотели и дальше работать в единой сети.
- Разработать финансовую модель.
Грамотная финансовая модель состоит из двух блоков: для франчайзера и для франчайзи.
Финансовая модель для франчайзера показывает, сколько вы заработаете на продаже и развитии франшизы, позволяет адекватно установить роялти и паушальный взнос и оценить перспективность развития в принципе.
Финансовая модель для франчайзи, по сути, будет являться бизнес-планом для вашего партнера. Там должны быть указаны инвестиции, постоянные и переменные затраты, источники дохода, прогнозная прибыль и окупаемость.
Каталог франшиз в Украине от InVenture
Франчайзинг и лучшие франшизы в Украине в 2024 году по версии InVenture
- Прописать стандарты работы точек: регламенты, инструкции, руководства и т. д.
Если при работе нескольких точек без стандартов еще как-то можно обойтись, то для большой сети они крайне необходимы. Каждый раз объяснять устно и показывать все «на пальцах» каждому партнеру - не реально, поэтому крайне важно описать все бизнес-процессы очень подробно и качественно.
Плюс невозможно привлечь к ответственности партнера за нарушение стандартов, которые не прописаны. С юридической точки зрения это будет недоказуемо, и грозит потерей репутации.
Качественно прописанные стандарты помогут сэкономить ваше время, уберегут от многих ошибок ваших партнеров и защитят вашу репутацию.
- Разработать юридический пакет документации.
Он может состоять из 1-го договора с приложениями или из целого пакета документов. Все очень индивидуально.
В Украине договора франчайзинга не существует, его аналогом является договор коммерческой концессии или лицензионный договор. Также дополнительно могут применятся договора поставок, аренды, оказания услуг или другие.
- Создать материалы для продажи и продвижения франшизы.
Разработать все необходимое для запуска франшизы: скрипты, шаблоны писем, воронку продаж, ответы на самые распространённые вопросы, презентационные материалы и т. д.
- Начать продажи.
Запустить рекламную кампанию и начать продвигать франшизу. Обучить брокера или нанять наемного брокера, который будет заниматься продажами. Совершить первые сделки, подписать договора.
- Сопровождать партнеров.
Одних продаж мало. Далее необходимо помочь партнерам с открытием и сопровождать, поддерживать их на всем дальнейшем пути развития. Поэтому рекомендуем нанять отдельного менеджера по франчайзингу, который будет заниматься сопровождением партнеров.
- Стать национальным брендом.
Создайте собственное сообщество, комьюнити партнеров. Развивайте свою сеть и станьте одним из самых успешных национальных брендов.
Если вы решили масштабироваться – важно набраться терпения и максимально серьезно отнестись к процессу создания франшизы. Успех будущей сети напрямую зависит от качества франчайзингового предложения, вашей вовлеченности и целей, которые вы ставите перед собой.