Иностранные предприниматели уже много лет работают на китайском рынке, многие обзавелись необходимыми связями и получили ценный опыт, позволяющий приобретать или производить товары заданного качества, которые пользуются спросом на отечественном рынке.
Все больше и больше бизнесменов обращают внимание на КНР, рассчитывая найти новый Клондайк на этом огромном рынке. Таким образом, на него выходят относительно небольшие и еще неопытные игроки. Однако далеко не все из них знакомы сов семи рисками ведения бизнеса в Поднебесной.
Риски мошенничества
С самого начала надо помнить, что китайские предприниматели не сильно бояться потерять клиента из-за огромного населения страны. Китай заслужил репутацию «мировой фабрики», на которой можно найти практически любые товары. Однако не всегда контакты с местными поставщиками приводят к желаемому результату: иногда они, получив предоплату, просто исчезают и не выходят больше на связь.
Стандартная сумма предоплаты составляет $20-50 тыс. Недобросовестные партнеры вполне удовлетворятся данной суммой, поскольку свято уверены в собственной безнаказанности. Слишком большие расходы придется понести для розыска виновных и привлечения их к ответственности, а вероятность взыскания этих сумм слишком мала.
Очень часто бизнесмены сталкиваются с мошенничеством в сфере торговли химической продукцией, к примеру, полиэстером. Очень трудно проконтролировать качество пластиков и химикатов, в отличие от игрушек и одежды. Тем более, что мошенники используют реальные результаты экспертизы на основе небольшого образца товара и утверждают, что отправили товар оговоренного качества.
Если вы планируете начать бизнес Китае, то остерегайтесь контрагентов в Шицзячжуане, Тяньцзине или Цзинане.
В этих городах мошенники встречаются особенно часто. Однако это не означает, что в других городах вы их точно не встретите. Обычно такие компании имеют гонконгскую или офшорную регистрацию. Сразу обратите внимание на печать – печать компаний из материкового Китая круглая и красная, со звездой в центре. Мошенники могут дажеиметь реальный офис и счет в банке. Но при проверке по базе Китайской торгово-промышленной администрации выясняется, что такой компании в Китае нет. Но в Гонконге такая компания зарегистрирована.
Мошенники обычно не занимаются разработкой сайтов: у них либо самый простой сайт на английском, или вообще страничка на B2B-сервисе.
Читайте договор
Одна из главных ошибок – не учитывать особенности китайского законодательства. Обычно договора у начинающих бизнесменов заключаются на родном языке предпринимателя и на английском, поскольку это дешевле, чем переводить его на китайский. Но это не спасает от ловушек. К примеру, в русскоязычной версии стороны договорились, что 50% от общей стоимости каждого заказа оплачивается в качестве предоплаты, а остальное покупатель перечисляет в течение трех рабочих дней со дня получения уведомления о готовности товара к отгрузке, а в английской версии говориться о задатке. При этом в договоре прописано, что английском превалирует над русской.
Согласно законодательству КНР, задаток, в отличие от предоплаты, не подлежит возврату в случае отказа от выполнения договора.
То есть, если вас не устроит качество поставленного товара, вы не сможете вернуть свои деньги. Очевидно, что юристы не готовили данный договор, а за основу брался стандартный английский текст, зачастую предложенный китайской стороной.
Еще одна уловка – включение в договор заведомо неисполнимого пункта о порядке разрешения споров в третейском суде. Практически во всех договорах арбитражная оговорка составлена так, что по китайскому законодательству она будет или недействительной, или очень спорной. Может быть указан несуществующий арбитраж или арбитраж с неопределенным статусом, например филиал Китайской экономической и торговой арбитражной комиссии в Шанхае, чьи полномочия сама комиссия (основной арбитражный орган в Китае) не признает. Могут также указываться сразу две китайские арбитражные комиссии, что по Закону КНР «Об арбитраже» делает оговорку недействительной без дополнительного соглашения о выборе одного арбитражного института.
Как не стать жертвой
Перед подписанием любого документа надо проверить своего потенциального китайского партнера по официальной базе зарегистрированных компаний. Вы сможете понять, существует ли такая компания в Китае, каков ее зарегистрированный уставной капитал, оплачен ли он, какие виды деятельности она осуществляет, кто является законным представителем компании и может подписывать договора без доверенности. Также возможно оценить устойчивость положения потенциального контрагента и возможные риски.
Если выяснилось, что компания была создана только что или является убыточной, то надо исключить условия предоплаты из договора.
В этой ситуации выходом может стать аккредитив, что защитит вас от рисков невозврата средств.
Также в Китае обязательно необходимо контролировать отгрузку товара (pre-shipment inspection). Это могут провести представители покупателя, если те имеют возможность определить соответствие качества товара требованиям спецификации путем первичного осмотра. Но если необходима экспертиза, то лучше привлечь профессиональную организацию, которая выдает соответствующий сертификат.
Вход через Гонконг
Для работы с китайскими поставщиками иностранные компании часто создают филиалы или представительства в Гонконге. В этом случае легкость ведения бизнеса в Специальном административном районе (САР) Поднебесной играет на руку уже самим бизнесменам, а не мошенникам. Гонконгское право основано на английском и может успешно защитить предпринимателя. Потому в договорах в качестве органа по разрешению споров рекомендуется указывать Международный арбитражный центр Гонконга. В случае вынесения им решения в пользу вашей гонконгской компании вероятность его принудительного исполнения в Китае достаточно высока.
Также иностранцам остаточно просто создать компанию в Гонконге, в отличие от материкового Китая. Одним из ключевых преимуществ Гонконга как юрисдикции для регистрации международных торговых компаний является отсутствие НДС, а ставка корпоративного налога составляет всего 16,5%. В округе применяется территориальная система налогообложения прибыли, то есть такой налог подлежит взиманию исключительно с доходов от источников в Гонконге.
Преимущества использования гонконгских компаний в работе с китайскими партнерами основываются на Соглашении КНР и САР Гонконг о тесном экономическом партнерстве от 29 июня 2003 года. Согласно его положениям, между ними действует упрощенный режим торговли и инвестиций. Интересно, что по соглашению произведенные в Гонконге товары освобождены от таможенных пошлин при ввозе в материковый Китай.
Таким образом, ведение бизнеса в Китае — непростое ремесло для иностранных бизнесменов. Ради будущей прибыли необходимо сделать немалые вложения уже на стадии планирования бизнес-процессов. Наличие профессионального представителя в Китае является залогом минимизации реальных рисков. Кроме того, нельзя экономить на юридических услугах, которые, во-первых, помогут создать правовую базу для дальнейшей работы, а во-вторых, обеспечат достаточную безопасность при выборе китайских контрагентов.