Куда инвесторы вкладывают деньги в условиях кризиса в Украине

Куда инвесторы вкладывают деньги в условиях кризиса в Украине

Почтовые и курьерские службы, морские транспортные компании, производители хлеба и хлебопродуктов, фармацевтических препаратов, строительные компании в сфере инфраструктуры и дорог активно ...

Основные реципиенты инвестиций в 2020 году в Украине - это перерабатывающая и добывающая промышленности, строительство, сельское хозяйство и внутренняя торговля. Пятерка этих отраслей по итогам трех кварталов 2020 года получила на свое развитие 57% всех капитальных инвестиций в Украине.

В каждую из этих отраслей было направлено от 48 млрд грн до 21 млрд грн. Наибольшей «губкой» стала перерабатывающая промышленность, с долей в 18%. Наиболее привлекательными с переработчиков оказались производители пищевых продуктов — они привлекли, по подсчетам Госкомстата, 12 млрд грн.

Вопреки массовому сокращению капитальных инвестиций во все ведущие отрасли украинской экономики в течение кризисного 2020 года на треть и в условиях практически полного игнорирования Украины иностранными инвесторами, нашлись и отдельные островки особой финансовой привлекательности.

В статье мы разобрались в мотивах нетипичных действий инвесторов в Украине.

Среди отраслей с миллиардными инвестициями мы обнаружили только пять аномальных — с положительной динамикой привлечения средств в основные фонды. Это производство хлеба и хлебобулочных изделий, производство фармацевтических препаратов, строительство дорог, изготовление изделий из древесины и телекоммуникации.

Причем первые три отрасли продемонстрировали очень высокие темпы привлечения инвестиций. Финансовые потоки здесь выросли за 9 месяцев текущего года на 46-66%.

Рекорды по улучшению привлекательности в 2020 году установили грузовой морской транспорт и почтово-курьерская деятельность. За январь-сентябрь в эти виды деятельности были привлечены в 10,6 и в 8,3 раза больше, чем за аналогичный период прошлого года.

В Украине отмечается бум инвестиций в курьерскую деятельность

В 3 квартале 2020 года инвестиции в курьерскую деятельность в Украине выросли в 18 раз. Какие тренды и события запомнились у ключевых игроков рынка?

Хотя следует отметить, что объемы привлечений пока умеренные — всего 134 и 354 млн грн соответственно. Высокие темпы роста обусловлены низкой сравнительной базой, продолжением развития морских терминалов и повышенным спросом на курьерские услуги в условиях пандемии.

Вместе с тем есть немало отраслей, которые привлекли пока немного инвестиций, но делают это они, несмотря на кризис, довольно энергично и имеют хорошую положительную динамику.

В частности, это:

  • производство бытовой электронной аппаратуры (прирост капинвестиций — 166%);
  • некоторые сферы финансовых услуг (135%);
  • деятельность по трудоустройству (137%);
  • начальное образование, изготовление трикотажной и вязаной одежды (51%);
  • издательство (38%);
  • рыночные и социологические исследования (38%);
  • производство электронных компонентов (26%) и др.

Неплохо держатся в кризис такие «миллиардники», как производство мяса и мясопродуктов, а также розничная торговля. Они практически удержались на уровне инвестиций 2019 года. Недобор здесь — всего 2-4% (против 35% в целом по экономике).

Антирекорды по финансированию своего развития, к сожалению, установили металлургия, оптовая торговля, газодобыча и многие другие, критически важные отрасли украинской экономики. Они «потеряли» около половины ресурсов прошлого года.

В структуре источников финансирования основными остаются, как и раньше, собственные средства предприятий. Но сейчас увеличивается доля бюджетной сферы. Именно она и сформировала положительный вклад в динамику освоенных инвестиций, отмечают в Минэкономики.

Что касается иностранных инвестиций, то они с наступлением кризиса упали катастрофически. За первые 10 месяцев прошлого года чистый приток прямых иностранных инвестиций в украинскую экономику составил лишь $221 млн, а непосредственно в октябре они практически исчезли — всего $9 млн, с грустью сообщает НБУ. Среди счастливчиков 2020 — многие производители пищевых продуктов и торговых компаний, которые активно наращивали свой капитал за счет иностранных партнеров.

Рынок слияний и поглощений (M&A) в Украине в 2020 году: вся надежда на наших

InVenture представила результаты исследования развития рынка слияний и поглощений (M&A) в Украине в 2020 году: отраслевые тренды, крупнейшие сделки M&A, комментарии и прогнозы экспертов

Рациональная сеть автомобильных дорог общего пользования Украины составляет около 170 тыс. км.

По состоянию на начало 2018 около 90% сети находились в неудовлетворительном состоянии. Главная из причин — финансирование. Уровень финансирования дорожного хозяйства, например, государством в течение многих лет по отношению к ВВП колебался в пределах 0,9-1%.

В 2020 году государственные инвестиции составили около 10% от годового бюджета страны. На восстановление дорог государственного значения из бюджета «Укравтодора» были привлечены 85,8 млрд грн.

На местную сеть выделено 22 млрд грн. Планировалось за 2020 год реконструировать и отремонтировать 4000 км дорог госзначения и 2200 км — местного.

Впервые за годы независимости отрасль получила такие средства для восстановления почти разрушенной дорожной сети. Кроме этого, «Укравтодор» под госгарантии получил дополнительно 19,3 млрд грн в кредит для ремонтов и реконструкции дорог госзначения.

В 2020 году впервые крупнейшим по объему, реальным и эффективным инвестором в дорожную отрасль стало государство.

В прошлом году компании — члены Национальной ассоциации дорожников Украины выполнили объемы строительных работ более чем на 53 млрд грн.

Объемы выросли по сравнению с 2019 годом более чем втрое. Доля объемов ремонтно-строительных работ компаний — членов НАДУ в общих планах по «Укравтодору» на 2020 год составила более 65%. Отремонтировано более 2600 км дорог.

Общая численность работников по ассоциации увеличилась с 10 тыс. лиц в начале сезона до почти 16 тыс. В прошлом году компании — члены НАДУ инвестировали в развитие своего производства почти 5 млрд грн.

Построено и введено в эксплуатацию 15 новых асфальто- и цементобетонных заводов. Пополнился автотранспортный парк новыми современными асфальтоукладчиками, самосвалами, катками дорожными.

Количество основных дорожных машин и механизмов увеличилось почти на 1 тыс. единиц и в конце года превысило 6 тыс.

На совершенствование системы контроля качества и обустройство лабораторий новейшим оборудованием компании–члены ассоциации потратили около 150 млн грн.

Судя по показателям, которые зафиксированы в проект госбюджета-2021, уровень финансирования дорожной отрасли предусмотрен на уровне 150 млрд грн. Это новый рекорд. Приоритетные направления использования этих средств будут определены Кабмином и «Укравтодором».

В 2020 году «Укравтодор» обнародовал свое видение строительства цементобетонных дорог, развития мостового хозяйства. Наверное, эти направления будут учтены и усилены в формировании производственной программы «Укравтодора».

В отношении компаний — членов НАДУ, то, несмотря на огромные объемы строительных работ, их мощности в 2020 году были задействованы только на 60-65%.

Компании готовы в 2021 году превзойти существующие показатели тем потенциалом, который сегодня сформирован, а в случае необходимости — дополнительно инвестировать средства в развитие своего производства.

2020 был годом испытаний как для «Укравтодора», так и для подрядных компаний. Отечественные дорожно-строительные компании достойно конкурировали с иностранными и показали хорошие результаты. Уверен, что в нашем государстве сформировался современный мощный дорожно-строительный комплекс.

Петр Михайлишин

Генеральный директор компании «Эпицентр К»

Во время кризисов стараемся еще больше наращивать инвестиции, чтобы поддержать экономику Украины. Ведь это новые рабочие места, налоги в бюджеты разных уровней, увеличение ВВП.

Наша группа компаний объединена в уникальную экосистему: торговые центры, аграрный бизнес, производство керамической плитки, деревообработка, мощные логистические и социальные инфраструктурные объекты по всей Украине.

Приоритет прошлого года — усиление собственной логистики, IT-направления и онлайна. Мы сосредоточились на разработке технологических решений и клиентских сервисов.

Сейчас на центральном логистическом центре в Калиновке строим новый фулфилмент-центр площадью 73 тыс. м2 с современной сортировочной системой складирования. В течение двух лет планируем построить еще два крупных объекта на 100 тыс. м2, то есть фактически удвоить действующие логистические мощности.

Чтобы увеличить эффективность нашего агробизнеса, в частности, в растениеводстве, в этом году продолжали инвестировать в приобретение мощной сельхозтехники, которая ускоряет полевые работы и позволяет экономить ресурсы, а также в строительство элеваторов, помогающих обеспечить качественную доработку и хранение зерна в течение сезона.

Инвестировали и в расширение земельного банка. Еще в начале 2020 года завершили сделку о приобретении доли аграрных активов одного из агрохолдингов Хмельницкой области, увеличив в результате объем обрабатываемых нами земель на 45% — до 160 тыс. га.

Эти активы были приобретены за недорогие кредитные средства международного банка — Черноморского банка торговли и развития. Это означает, что крупные, надежные агрохолдинги Украины интересны европейским финансовым институтам.

Анна Лаевская

Коммерческий директор «Интергал-Буд»

2020 был сложным для строительной отрасли Украины.

Во-первых, спад экономики в результате коронавирусной эпидемии и падения реальных доходов населения в течение первых трех кварталов. Коронакризис очень быстро сказался на спросе на жилье. Весной платежеспособный покупатель ушел с рынка, отложив мысли о квартире на волне неопределенности и невозможности прогнозировать дальнейшее развитие событий.

Спрос на жилье упал на 80-90%, многие девелоперы были вынуждены притормозить или сократить объемы работ на площадках из-за нехватки оборотных средств для продолжения строительства, ведь работали по модели перекрестного финансирования.

Мы приняли для себя решение мобилизоваться и сконцентрироваться на выполнении уже взятых на себя обязательств: работы на наших площадках велись строго по графику и в полном объеме.

В теплый период наши строители возводили 3-4 этажа монолита в месяц. Финансовая модель компании построена таким образом, что даже в кризисные периоды мы имеем ресурсы для завершения начатых комплексов. У каждого проекта — свой уставный капитал, состоящий на 60% и более из денег компании.

Благодаря высокой динамике на стройплощадках, ликвидным и качественным жилым форматам в популярных сейчас категориях комфорт + и бизнес-класса нам удалось уже к концу лета-началу осени восстановить объемы продаж, выйдя на докризисный уровень.

Однако мы, как и другие системные игроки, отложили старты новых проектов до лучших времен. У нас подготовлены 11 новых проектов, некоторые из которых должны были выйти на рынок в прошлом году, однако не сложилось по объективным причинам. Надеюсь, что 2021 будет более удачным для строительного сектора.

По нашим подсчетам, в прошлом году мы продали на 12% жилья меньше, чем в 2019. Откровенно говоря, мы рассчитывали на худшие результаты, поэтому вполне довольны. Сейчас в портфеле компании — 1 млн м2 жилья в процессе строительства.

Второй главной причиной проблем строительного сектора и снижения инвестиций со стороны игроков рынка стал системный кризис в органах контроля, а именно — в преобразованной структуре ГАСИ.

С начала преобразований органа в марте 2020 — более 97% отказов в выдаче разрешительной документации и сертификатов о введении в эксплуатацию. Статистика неутешительна: площадь принятого в эксплуатацию жилья (254 тыс. м2) в январе-июне по сравнению с аналогичным периодом 2019 уменьшилась на 41%, в то же время за три квартала «зависли в воздухе» более 200 тыс. м2 построенного жилья. Процедура принятия домов — непонятна.

Создается впечатление, что представители госорганов умышленно растягивают режим проверки или ставят ее на паузу, находя каждый раз все новые и новые абсурдные причины для отказа.

При этом весь рынок уже знает, что есть возможность получить сертификат без проблем и без очереди, воспользовавшись услугами отдельных, приближенных к органам контроля, людей.

Причем ценник за их «добрую волю» вырос в 2-3 раза: против $5/м2 девелоперам предлагают $10-15 за метр в зависимости от класса, площади, качественных характеристик проекта.

Проблема с коррупцией в ГАСК на самом деле может обернуться еще более серьезным испытанием для рынка недвижимости. Ведь, если хаос с предоставлением разрешений не прекратится, в ближайшие полтора-два года нас ждет сокращение объемов строительства минимум на 30%, рост средней стоимости квадратного метра (в которых будут заложены расходы на откаты), а также падение доверия покупателей к застройщикам.

Это приведет к сокращению инвестиций. Как результат — уменьшение налоговых поступлений в бюджет страны и инвестиций в сектор, а вместе с ним — в еще 40 смежных отраслей экономики, привлеченных к строительству жилья.

Галина Мартыненко

Менеджер по корпоративным коммуникациям инвестиционно-девелоперской компании City One Development

В беспрецедентном 2020 году инвестиции в первичную жилую недвижимость в проектах нашей компании сохранились на уровне 2019 года.

С введением локдауна в стране в начале года все сделки по приобретению жилья перешли в статус отложенных, а после выхода из карантина активность покупателей начала оживать. И уже осенью 2020 мы наверстали плановые показатели продаж.

Интерес инвесторов к качественной первичной недвижимости не уменьшился, а наоборот, увеличился — из-за отсутствия новых проектов прошлого года (ни одна компания-застройщик не начала новые проекты) и благодаря положительной динамике строительства уже существующих.

Наша компания не останавливала строительство на площадках весной. Мы так построили график и логистику работников на стройплощадках, что это нам дало возможность своевременно развивать проекты и придерживаться графика.

Сейчас мы развиваем их в трех классах: комфорт, бизнес и премиум. Это жилые проекты с разветвленной инфраструктурой и продуманной концепцией. В них также предусмотрены коммерческие помещения и помещения/здания социального назначения.

2020 показал, что такой класс жилой недвижимости, как эконом, наиболее чувствителен к кризисным периодам и турбулентным временам. Мы не развиваем проекты в эконом-классе, потому что считаем такое жилье менее востребованным и менее ликвидным, как актив, в долгосрочной перспективе для покупателя.

Еще в 2014 году на рынке было представлено 75 объектов эконом-класса, и это был доминирующий сегмент, но в 2019-м — уже только 46 объектов, а в 2020-м — всего 30.

По сравнению с позапрошлым годом, количество эконом-проектов сократилось на рынке на 50%, а за 7 лет — в 2,5 раза.

В 2020 году на рынке не появилось ни одного объекта, который позиционировался бы в эконом-классе. Его вытесняет жилье класса комфорт, который занимает уже 42% — наибольшую долю рынка.

Основные надежды относительно 2021 у всего мира на то, что пандемия пойдет на убыль и ситуация стабилизируется. Будут применены эффективные вакцины, и новый, 2021, станет годом восстановления и обновления мировой экономики.

Реализуется отложенный спрос на новое жилье, покупательские ожидания придадут оптимизма и решимости инвестировать в строительство качественной недвижимости в столице, которая со временем только прибавляет в стоимости, а компании-застройщики продолжат повышать концептуальность своих проектов.

На рынок выйдут новые проекты, которые компании придержали в 2020 году. К концу 2021 также прогнозируется повышение средней цены за 1 м2 на 10-20%, как это было в 2018-2019 годах.

Читайте также