О замене налога на прибыль налогом на выведенный капитал уже писали многие СМИ, в том числе InVenture. Сторонники и противники такого шага уже давно спорят о возможных выгодах и потерях, а в парламенте зарегистрирован соответствующий законопроект, согласно которому налог должен быть введен с 1 января 2019 года. Шансов на своевременное принятие у законопроекта нет, но вопрос продолжает оставаться актуальным. В очередной раз эксперты обсудили его в «Дискуссионном клубе» издания «Деловая столица».
Введение налога на выведенный капитал будет способствовать притоку инвестиций, считает директор экономических программ Украинского института будущего Анатолий Амелин. Поскольку налог на прибыль отменяется, появляется стимул реинвестировать эту прибыль в развитие бизнеса. Именно это станет залогом роста и экономики и, как следствие, поступлений в бюджет. Увеличится также количество рабочих мест, вырастет оборотный капитал компаний и объем торговых операций. Ряд экспертов указывали, что замена одного налога другим может привести к сокращению поступлений в бюджет в краткосрочной перспективе, и Анатолий Амелин не отрицал такого риска, но, по его мнению, это сокращение будет некритичным – порядка 30 млрд грн в первый год – и его с лихвой компенсируют перечисленные им положительные эффекты. Кроме того, рост оборотов торговли вызовет увеличение поступлений от уплаты НДС. По оценкам Анатолия Амелина, суммарный эффект от нового налога выльется в дополнительных два процента ВВП в год.
Финансовый аналитик Алексей Кущ считает, что новый налог скорее отобьет желание вкладывать в украинскую экономику средства, по крайней мере, у иностранных инвесторов. В отличие от той же Эстонии, где введение налога на выведенный капитал привело к росту инвестиций, украинская экономика имеет гораздо более сложную промышленную структуру, поэтому нуждается не столько в накоплении внутренних инвестиций, сколько в привлечении внешних. Внешние инвесторы не заинтересованы в приходе в страну, где они не смогут получить прибыль и дивиденды. Поэтому введение налога на выведенный капитал «закапсулирует» бизнес-процессы в Украине, считает Алексей Кущ.
Аналитик считает, что своими экономическими успехами Эстония обязана не новому налогу, которого, к тому же, нет в соседних с ней еще более успешных странах. Кроме того, он посетовал, что сторонники нового налога хотят превратить Украину в «подопытную свинку». Такие опасения можно понять – ведь пока налог на выведенный капитал вводился только в небольших странах, а Украина станет (вернее, может стать) первой относительно крупной страной с развитой тяжелой промышленностью, где проводится такая фискальная реформа. Как она будет проходить, с какими проблемами при этом придется столкнуться, полностью понять можно, только если провести ее.
С точки зрения заместителя главы Всеукраинского аграрного совета Михаила Соколова, нет ничего плохого в проведении фискальных экспериментов в стране – хотя бы потому, что у нее все равно нет объективных преимуществ перед другими странами и налоговыми юрисдикциями. У Украины высокие страновые риски, неблагоприятная для бизнеса институциональная среда, а коррупция является главным «пугалом» для иностранных инвесторов. В таких условиях замена налога на прибыль налогом на выведенный капитал может стать одним из немногих преимуществ страны.
Он напомнил, что это будет означать радикальное упрощение транзакций и контролируемых операций, т.е. намного облегчит ведение бизнеса. О том же говорили и другие участники дискуссии. Анатолий Амелин отметил, что, хотя налог на прибыль обеспечивает лишь 9-9,5% поступлений в бюджет, по некоторым исследованиям бухгалтерии предприятий расходуют чуть ли не половину времени работы на учет доходов и расходов и сведение статистики при налоговых проверках. Таким образом, налог на прибыль обеспечивает сравнительно небольшие поступления в бюджет, но сильно нагружает фискальные органы, что, в свою очередь, стимулирует коррупцию. Налог на выведенный капитал, в отличие от него, в значительно степени снимает эту нагрузку и в перспективе позволяет сократить число специалистов, занятых администрированием бизнеса.
Глава комитетов по вопросам налоговой политики общественных советов при Министерстве финансов и ГФС Украины Татьяна Шевцова заявила, что по расчетам Министерства экономического развития и торговли нельзя сделать вывод о том, что введение нового налога приведет к притоку инвестиций. Именно упрощение администрирования, а не приток инвестиций является основной целью введения этого налога. По крайней мере, об этом можно говорить в случае Эстонии. В результате сейчас в этой стране администрирование 100 евро налогов обходится в 34 цента, подчеркнула Татьяна Шевцова.
Но такие реформы будут успешными лишь в случае общего развития институциональной среды в стране, возразил ей Алексей Кущ. Преимущества Эстонии – в том, что там существует эффективное законодательство и хорошо работающая судебная система, а также цифровое правительство. В отличие от эстонской, украинская судебная система получила печальную известность своей коррумпированностью, а украинское государственное управление – своей неэффективностью, отметил он.
Провести такие реформы, которые изменят все это, сразу нереально, и мы не можем этого ждать, считает Михаил Соколов. По его мнению, нужно реформировать хотя бы то, что можно.
Заместитель генерального директора по вопросам сотрудничества с госорганами ПАО «АрселорМиталл» Кривой Рог Владимир Ткаченко также поддержал идею введения налога на выведенный капитал и отметил, что это будет способствовать инвестициям его компании.
Бывшая заместитель министра финансов Украины, глава совета директоров аудиторской фирмы «Аксенова и партнеры» GGI Geneva Group International Елена Макеева заявила, что отмена налога на прибыль стала бы «подарком» крупным компаниям – 5% от общего числа компаний в стране обеспечивают порядка 80% бюджетных поступлений. Таким образом, реформа даст им возможность не платить этот налог и сделает их акционеров богаче. Кроме того, после введения налога на выведенный капитал налоговые проверки не прекратятся. Замена одного налога другим будет означать только изменение объекта проверки. Кроме того, проверка финансового результата на основе данных о доходах и расходах заменяется проверкой всех хозяйственных операций, т.е. более сложной процедурой. По мнению Елены Макеевой, введение налога на выведенный капитал может быть выгодно только предприятиям, работающим в «тени».