Китай постепенно утрачивает свое лидерство как локации для размещения иностранных инвестиций. Прямые иностранные инвестиции (ПИИ) в Китай сокращаются, и инвесторы все больше обеспокоены будущим Китая, поскольку другие азиатские страны становятся все более привлекательными.
Ключевые тезисы:
- Уровни ПИИ в новые проекты (greenfield) сократились вдвое с 2019 года.
- Сделки M&A также сократились.
- Компании стремятся диверсифицировать свою деятельность за пределами Китая.
- Рост издержек, нарушение цепочек поставок и геополитика являются ключевыми факторами падения ПИИ в Китай.
- Другие азиатские страны, такие как Индия, Малайзия и Вьетнам становятся серьезными конкурентами Китая по привлечению иностранных инвестиций.
Спад инвестиций в Китае наблюдается во всех секторах экономики
Количество иностранных инвестиций, направленных в новые проекты в Китае, резко сокращается. Ожидается, что общее количество новых проектов в 2022 году будет лишь немного выше показателя, достигнутого в 2020 году в разгар глобального карантина из-за Covid-19. Приток инвестиций в 2022 году в Китай составляет лишь 50% от показателя 2019 года.
Иностранные инвестиции в Китай сократились во всех секторах. ПИИ во сферу зарубежного туризма сократились на 78%, в то время как ПИИ в секторе производства продуктов питания и финансовые услуги сократились на 66% и 63% соответственно. Схожая тенденция наблюдается во всех секторах. Это указывает на более широкие макроэкономические проблемы, нежели на особенности и проблемы развития отдельных отраслей.
Что касается сферы деловых операций, инвесторы, как правило, создают производственные и торговые подразделения в Китае. На эти два направления приходится почти 50% проектов по притоку ПИИ в Китай. В обоих случаях уровень ПИИ в 2022 году составил вдвое меньше, чем в 2019 году.
Китайские трансграничные слияния и поглощения также снижаются
Спад ПИИ в Китае не ограничивается только операциями в проекты с нуля. Слияния и поглощения были популярным инструментов, используемым китайскими компаниями для организации операций в Европе и Северной Америке. Однако ужесточение правил, особенно со стороны европейских и североамериканских правительств, снижает трансграничную деятельность Китая по слияниям и поглощениям. Западные страны обеспокоены китайскими инвестициями в чувствительные и стратегические сектора экономики, такие как телекоммуникации, аэрокосмическая промышленность и оборона. Китайские слияния и поглощения зарубежных компаний сократились более чем на одну пятую в 2022 году, в то время как иностранные приобретения китайских компаний также демонстрируют тенденцию к снижению. Китайское правительство ответило взаимностью и усложнило иностранные сделки, в то время как замедление китайской экономики и политика страны по борьбе с коронавирусом также снизили интерес к слияниям и поглощениям.
Почему иностранные компании отказываются от Китая?
Есть несколько причин, по которым иностранные компании охладевают по отношению к ведению бизнеса в Китае.
- Увеличение стоимости рабочей силы в Китае
Во-первых, экономическая эффективность Китая снижается. Стоимость рабочей силы в Китае росла гораздо более высокими темпами по сравнению с региональными конкурентами, такими как Малайзия и Вьетнам.
Среднегодовые затраты на заработную плату в Китае составляют около 16 798 долларов (115 167 юаней). Это почти вдвое превышает среднюю зарплату в Малайзии (8 627 долларов) и почти в пять раз дороже, чем во Вьетнаме (3 427 долларов). Поэтому интерес инвесторов смещается к другим рынкам.
- Замедление экономики Китая
Двузначные цифры экономического роста Китая когда-то вызывали зависть почти во всех странах мира. Тем не менее, в Китае отмечается первое замедление темпов роста экономики более чем за 30 лет. В период с 2010 по 2021 год экономика Китая росла более высокими темпами, чем большинство о азиатских соседей. Сопоставимой была лишь Индия. Однако, по данным МВФ, в 2022 году рост реального ВВП Китая замедлился до 3,2%, Это вдвое меньше, чем во Вьетнаме, Индии и на Филиппинах, и ниже, чем в Малайзии и Индонезии. Текущие пятилетние прогнозы МВФ также предполагают, что Китай будет расти более медленными темпами, чем его ближайшие конкуренты.
Жилищный бум в Китае был ключевым фактором высокого экономического роста. Однако в последнее время сектор недвижимости стал перегретым. Рост цен на энергоносители, повышение стоимости жизни, рост частного долга и изменение демографической ситуации являются одними из ключевых проблем для сектора недвижимости. Ходят слухи, что на сектор недвижимости приходится от 15 до 30% ВВП страны; поэтому он оказывает значительное влияние на экономический рост Китая.
Кроме того, производительность труда в Китае (выработка на одного работника) относительно низкая, а экономический рост ослабевает. По данным Международной организации труда, производительность труда в Китае в 2022 году составила 21 715 долларов США — ниже, чем в 72 других странах. Замедлился и рост производительности труда. В период с 2012 по 2020 год рост производительности труда в Китае составлял в среднем около 7% в год. В 2021 и 2022 годах скорость замедлилась до 3,6% и 3,4% соответственно. Неспособность повысить производительность труда тормозит экономические показатели.
- Торговая напряженность и нарушение цепочки поставок
Растущая роль Китая в мировой экономике вызвала беспокойство у США — крупнейшей экономики мира. Кроме того, США стремятся уменьшить свою чрезмерную зависимость от Китая. Растущее положительное сальдо торгового баланса Китая (по сравнению с США), которое в 2022 году составило 397 млрд долларов, ежегодно увеличиваясь на 1,9%, вызывает беспокойство у американских компаний.
Пандемия Covid-19 продемонстрировала проблемы с цепочками поставок при доставке сырья и комплектующих товаров в США.
Кроме того, правительства ввели меры (включая субсидии), чтобы побудить отечественные компании производить продукцию дома и игнорировать производственные базы в таких странах, как Китай. Примером этого является Закон США о чипах, который направлен на поощрение американских компаний по производству полупроводников в США. Этот закон также нацелен заманить других мировых производителей чипов для открытия заводов в США.
Хотя риторика в СМИ позволяет предположить, что США и Китай скоро прекратят торговать друг с другом, реальность сильно отличается. Текущая торговля между США и Китаем находится на рекордном уровне, и США являются основным направлением экспорта из Китая. По данным Главного таможенного управления Китая, в 2022 году на долю США приходилось 16,2% китайского экспорта (или 582 млрд долларов). США также являются четвертым по величине рынком импорта для Китая после Тайваня, Южной Кореи и Японии, на которые приходится 6,5% всего китайского импорта (178 млрд долларов).
Китай является третьим по величине экспортным партнером США после Канады и Мексики. По американским методам учета, в 2022 году США экспортировали в Китай товаров на сумму 154 миллиарда долларов, или 7,5% от общего объема экспорта. Китай был ведущим рынком импорта США с объемом импорта в 537 миллиардов долларов.
Однако рост торговли между двумя странами замедляется по сравнению с торговлей с другими странами. Экспорт США в Китай вырос всего на 1,6% в 2022 году, в то время как рост экспорта США во все другие страны вырос на 19,1%. Точно так же импорт США из Китая вырос на 6,3% по сравнению с годовым ростом на 16,5% из всех других стран.
Поскольку почти невозможно ввести полный запрет на торговлю, ожидается замедление роста торговли, что является признаком роста напряженности в отношениях между США и Китаем. И вскоре мы можем приблизиться к пику уровня торговли между США и Китаем.
- Геополитическая нестабильность
Китай является авторитарным однопартийным государством, и оно подверглось тщательной проверке из-за экологических проблем и неравенства. Кроме того, напряженность возникла в некоторых районах Китая, таких как Синьцзян, с обвинениями в нападениях на уйгурскую этническую группу и других тюркских мусульман в регионе, а также были выдвинуты обвинения в ущемлении тибетской культуры. Кроме того, военные учения Китая вблизи Тайваня вызвали беспокойство во всем мире.
Несколько европейских стран ввели более строгие правила регулирования ПИИ, чтобы предотвратить приобретение иностранными компаниями (в первую очередь китайскими компаниями) отечественных компаний.
Кроме того, в центре внимания оказались особые отношения Китая с Россией после того, как последняя вторглась в Украину в феврале 2022 года. Китай — одна из 35 стран, которые воздержались при голосовании в ООН, осуждающем вторжение России в Украину.
Кроме того, США недавно сбили китайский воздушный шар-шпион, а также три других неопознанных объекта. Инциденты заставили госсекретаря США Эндрю Блинкена отменить визит в Китай.
Какие компании снижают зависимость от Китая?
Тысячи компаний сегодня рассматривают возможность переноса своих существующих операций из Китая.
Sony перенесла производство камер, продаваемых в Японии, США и Европе, из Китая на завод в Таиланде. Заводы Sony в Китае производят продукцию только для Китая, что составляет всего 10% от общего объема производства корпорации. Sony заявляет, что хочет избежать возможных сбоев в цепочке поставок.
Dell планирует прекратить использование чипов китайского производства к 2024 году. Компания также хочет, чтобы ее поставщики сократили количество компонентов, произведенных в Китае, в своих продуктах. Компания предполагает, что это делается для диверсификации цепочки поставок.
HP также оценивает возможность смены поставщиков продукции из Китая.
Японская компания Daikin, поставщик кондиционеров, также откажется от использования китайских деталей в своих кондиционерах с 2024 года. Компания разочаровалась в политике Китая по борьбе с коронавирусом, которая не позволяла ей получать детали из Китая для своего производственного процесса.
Точно так же японский производитель конденсаторов Murata планирует открыть новый завод в Таиланде в 4 квартале 2023 года. Компания стремится уменьшить зависимость своих цепочек поставок от Китая и рассчитывает на рынки Индо-Тихоокеанского региона для будущего роста.
В равной степени южнокорейские Samsung и LG рассматривают Индию как свой быстрорастущий рынок. Обе компании стремятся уменьшить свою зависимость от Китая в производстве и продажах.
Какие страны выигрывают от падения привлекательности Китая?
Наши предварительные данные показывают, что Азиатско-Тихоокеанский регион будет самым привлекательным регионом для притока ПИИ в 2022 году. Ожидается, что приток ПИИ будет расти ежегодно примерно на 30%. Хотя Китай по-прежнему занимает четвертое место в регионе по объему рынка (после Индии, Австралии и Сингапура), он является одной из немногих стран, в которых наблюдается снижение уровня ПИИ.
Движущей силой внутренних инвестиций в регион является Индия, которая впервые станет третьим по величине мировым направлением по привлечению инвестиций в 2022 году. Однако в других азиатских странах, таких как Филиппины, Малайзия, Вьетнам, Тайвань и Индонезия, также будет наблюдаться значительный рост ПИИ.
Снижение ПИИ в Китае: что может сделать страна?
Чтобы предотвратить дальнейшие потери иностранных компаний, Китай должен решить ключевые вопросы, обсуждаемые в этой статье. Он должен попытаться восстановить отношения с США. Это влияет не только на инвестиции американских компаний в Китай, но и на большинство его союзных стран (таких как Великобритания и Япония).
Улучшение бизнес-среды, в том числе устранение бюрократии, а не ее интенсификация, является обязательным условием, при этом ключевым является прислушивание к глобальным проблемам, а не только внутренним. К ним относятся проблемы климата, политика Covid, сбои в цепочках поставок и ряде других областей. Кроме того, Китай должен стать более открытым с другими странами по решению ключевых проблем, связанных с безопасностью.
Если Китай хочет продолжать быть мировым экономическим центром, он должен решить эти проблемы как можно раньше.