Куда бы я ни пошел в Кремниевой Долине, я слышу, как люди обсуждают свои ангельские инвестиции. Эти разговоры напоминают мне сказки рыбаков. Людям нравится постоянно рассказывать о моменте поимки большой рыбы, а не о многих часах, которые они провели в ожидании улова.
Мой скептический взгляд на ангельское инвестирование основан на моем 25-летнем опыте работы в венчурном бизнесе. На данный момент я преподаю в Стенфордской Высшей Школе Бизнеса.
Я знаю, что многие наши клиенты в Wealthfront мечтают стать ангельскими инвесторами после продажи своих акций в рамках IPO. Нет, я не думаю, что становиться «бизнес-ангелом» плохая идея. Просто большинство людей, которые рассчитывают заработать исплользуя ангельские инвестиции, обманывают сами себя.
Чтобы понять, почему я так думаю, я опишу несколько пунктов, которые делают венчурную компанию успешной. Согласно исследованию Kauffman Foundation, в мире не так много успешных компаний. Cambridge Associates, консультант для компаний, которые инвестируют в венчурные проекты, сообщает, что около 20 фирм – или 3% от общего количества венчурных компаний – генерируют 95% суммарной прибыли индустрии. И состав этих 20 компаний с течением времени не сильно изменился.
Эти успешные венчурные компании стали такими благодаря своим запатентованным знаниям характеристик потенциально успешных компаний. В течение многих лет знания о том, что необходимо для успеха, передаются от одного партнера к другому и становятся частью корпоративного наследия фирмы.
Лучшие венчурные компании знают, что самые успешные инвестиции связаны с высоким техническим риском и низкими рыночными рисками. Рыночные риски приводят к краху компании. Другими словами, вам нужна компания, которая, скорее всего, добьется успеха, если сумеет создать то, о чем говорит. К сожалению, потребительские интернет-компании не подходят под это правило. Зачастую у них достаточно низкие технические риски при высоких рисках рынка. Существует очень небольшой шанс, что они смогут завершить и представить пользователю свой продукт. Проблема в том, захочет ли приобрести продукт этого стартапа большая аудитория.
Большинство людей считает, что бизнес-ангелы забирают часть рынка у венчурных компаний. Я думаю, это мнение ошибочно. Крупнейшие венчурные компании сознательно передают высокие рыночные риски потребительских интернет-проектов бизнес-ангелам, получая в результате их прибыль.
Насколько низкой является прибыль ангелов? У меня нет достоверной статистики по ангелам, которые инвестируют в технологические компании, но я могу вычислить значения прибыли на основе моих знаний о венчурном бизнесе. Как сообщается в отчете Kauffman Foundation, суммарная прибыль венчурной индустрии достаточно небольшая (средняя прибыль венчурных фондов после выплаты налогов едва ли покрыла инвестиции). Согласно ежегодному опросу Fenwick & West, только 45% компаний, получивший посевное финансирование в 2010 году, привлеки следующий раунд в течение 18 месяцев. 12% были поглощены, но таким образом, что ангельские инвесторы только потеряли свои деньги.
Если среднестатистический венчурный фонд едва ли может генерировать прибыль, а посевные инвестиции демонстрируют еще менее убедительные возможности, чем вложения венчурных компаний, то прибыль типичного бизнес-ангела должна быть просто ужасной. Даже второй ангельский фонд Рона Конвэя, которому повезло инвестировать в Google (и получить 400-кратный возврат), вышел на только безубыточность (это значит, что он работает с IRR в 0%).
Я знаю, многие думают, что могут стать исключением из правил. Возможно, но даже если так и будет, это не значит, чтобы вы были таким великолепным управленцем для стартапа. Мой коллега по Стенфорду, Марк Лесли, основатель и СЕО Veritas Software и успешный ангельский инвестор, сказал мне, что я был бы более успешным венчурным капиталистом, если бы сначала был СЕО Wealthfront, а затем уже инвестором, а не наоборот. Я ответил, что нет. Управление компанией не улучшило мои навыки инвестирования, которые никак не связаны с тем, чтобы быть хорошим лидером или стратегом. К сожалению, многие предприниматели не понимают, что быть хорошим исполнительным менеджером еще не значит, что вы сумеете удержать компанию на успешном пути в течение длительного периода, достаточного для получения хорошего возврата на инвестиции.
Мои выводы состоят в том, что если вы не Энди Вехтольшейм, легендарный основатель Sun Microsystems, Granite Systems и Arista Networks, и имеет выбор среди лучших технологических основателей в Долине, или вы не член Paypal-Мафии, вам не стоит становиться ангельским инвестором. Несколько избранных имеют шанс заработать. Остальные получат гораздо менее утешительные результаты.
Я понимаю, что большинство из вас собирается проигнорировать мой совет. Если это так, и вы решитесь стать ангельским инвестором, вот вам несколько полезных мелочей:
- Смиритесь с тем, что вы потеряете все свои деньги. Воспринимайте успех как полную неожиданность. Успешные венчурные фирмы генерируют примерно 80% своего дохода от менее чем 20% инвестиций. Высоки шансы того, что ваши ангельские инвестиции будут потеряны навсегда.
- Не делайте этого, если у вас нет как минимум $1 млн. или вы не зарабатываете $200 тыс. в год. Комисия по ценным бумагам и фондовым рынкам требует такого минимума для ангельских инвесторов, поскольку это минимальная сумма, которая, по мнению регулятора, необходима частному лицу, чтобы покрыть потерю инвестиций.
- Собирайте портфель. Когда вы инвестируете в высокорисковые активы по типу стартапа, кино или искусства, вам следует иметь портфолио, потому что закон малых чисел, скорее всего, поможет вам покрыть потеря рискованных вложений. Помните, что успешные поглощения, которыми заканчивается большинство ангельских проектов, зачастую приводят к потере части вложений. Постарайтесь составить свой портфель как минимум из 15 компаний.
- Ограничьте объем своих ангельских инвестиций 10% своего портфеля. Даже крупные компании, имеющие необходимый объем средств для покрытия рисков и доступ к лучшим венчурным фондам, стремятся ограничить венчурные инвестиции 5-10% от суммарного объема портфеля. У вас нет необходимой финансовой базы и экспертизы для таких жертв, потому старайтесь ограничить свои аппетиты.
Возможно, лучший способ для вас стать ангельским инвестором – это выбрать правильную компанию и работать там. Стоимость опционов, связанных с успешной компанией, будет многократно превышать возврат от любых ангельских вложений, которые вы могли бы сделать, даже если они будут успешными.
Если вам интересно, я совершаю одну-две ангельские инвестиции ежегодно, но не для того, чтобы заработать. Если я хочу заработать на этих вложениях, я бы хотел получить прибыль консультанта моих бывших партнеров в Benchmark Capital, потому что я знаю, насколько тяжело делать такие рискованные инвестиции в одиночку.
Я делаю эти несколько ангельских инвестиций потому, что я хочу помочь студентам достичь их целей, и потому что я как бы становлюсь вовлеченным в стартапы. Это окончательный урок из небылиц в Кремниевой Долине. Настоящие рыбаки ставят свои удочки не потому, что они хотят поймать рыбу, но потому, что им просто нравится рыбалка. Хорошо быть ангельским инвестором – только не надо быть им ради денег.
Об авторе: Энди Рэклеф является президентом и СЕО Wealthfront, официально зарегистрированным в США финансовым консультантом он-лайн. Он помогает множеству членов советов директоров и председателей инвестиционных комитетов фондов для Университета Пенсильвании и как преподаватель факультета Высшей Школы Бизнеса в Стенфорде, где он ведет курс по технологии предпринимательства. Помимо Wealthfront, Эдни был сооснователем и генеральным партнером Benchmark Capital.