Компания Formation 8 (Сан-Франциско), занимающаяся венчурным инвестированием и наиболее известная своим успешным капиталовложением в стартап Oculus VR LLC, недавно объявила о своем разделении. Еще в июне 2015 года Брайан Ку, один из основателей фирмы, вложил $400 млн. в Formation 8 Asia Growth S.P.V. (special purpose vehicle). На прошлой неделе он заявил о создании нового фонда – Formation Group, который будет ориентирован на Азию и прежде всего на рынки Кореи и Юго-Восточной Азии.
Как отмечает Брайан, впервые расхождения интересов учредителей произошло, когда Formation 8 закрыла фандрейзинг второго фонда с ориентацией на азиатские проекты, которые были в приоритете для инвестора. Речь идет о двух корейских стартапах – онлайн-поставщике косметики Memebox и стартап-агломераторе Yello Mobile, которые после разделения останутся портфельными компаниями фонда Formation 8 во главе с Брайаном.
Несмотря на официальное заявление, процесс отделения еще будет длиться некоторое время, до момента завершения сбора средств во второй фонд в размере $500 млн. Кроме этого, новая компания Formation Group станет материнской для Yello Financial Group (аффилированная компания Yello Mobile), в которую Ку инвестировал, будучи главой SPV. Партнером Брайана в Formation Group станет Гидеон Юи, бывший финансовый директор Facebook Inc., а также старший советник Formation 8.
Исключение или тренд?
Повышенный интерес одной из американских компаний к азиатским проектам является наглядной иллюстрацией общей тенденции роста концентрации венчурного капитала на востоке. Сегодня Азия демонстрирует возможность конкурировать с Северной Америкой – родиной Силиконовой долины и носителем современной модели венчурного капитала.
Следует отметить, что сегодня общая стоимость венчурных инвестиций в Азии почти сравнялась с уровнем Северной Америки, а количество сделок неуклонно растет.
Венчурные инвестиции в Азии и Северной Америке ($ млрд)
Что ждет инвесторов в Азии?
Анализ венчурного рынка азиатского региона, позволил выявить некоторые отличительные особенности в развитии отдельных рынков стран Азии.
Корея: Джеймс Юнг (CEO Besuccess)
Сегодня 60% корейских стартапов – это различные платформы О2О. Корейские покупатели имеют доступ к высокоскоростному интернету везде, вследствие чего количество онлайн-продаж и оплат через интернет дает толчок развитию рынка приложений для покупок и интернет-банкинга. Однако тут все еще не хватает примеров успешных проектов, а те, которые существуют, в высокой степени зависят от поддержки крупных корпораций, таким образом, экосистема рынка стартапов формируется под их влиянием.
Корейские стартапы в основном зависят от крупных компаний и инвесторов Силиконовой Долины и собственной экосистемы рынка не создают.
Китай: Чень Жао (глава Plug & Play China)
Неоднородными являются тренды развития рынка стартапов в Китае. Пекин наиболее успешен для запуска O2O платформ, проектов в сфере здравоохранения и автомобильных сервисов. Шанхай – лидер по стартапам в сфере бизнеса и финансов. Крупнейшим в Китае хабом по развитию проектов в сфере IoT (Internet of Things) становится Шенжень.
Особенность китайской экосистемы стартапов заключается в том, что крупные компании стараются скопировать идею и адаптировать ее для своего рынка, в то время как предприниматели Силиконовой долины покупают новый продукт и всю команду проекта.
Тайвань: Гари Гон (Исполнительный вице-президент Института Информационных Технологий)
В нынешнее время все больше молодежи занимается разработкой стартапов – в стране увеличивается количество R&D центров и агломератов. Более чем $60 млн. было выделено правительством на поддержку развития этого рынка. Следует отметить, что в марте 2015 Джек Ма, основатель Alibaba Group Holding, заявил, что он хочет создать фонд стоимостью $10 млрд. для поддержки тайваньских предпринимателей.
Юго-Восточная Азия: Мэт Раслинг (Borderless)
Лидерами в Юго-Восточной Азии в сфере IT предпринимательства можно назвать Индонезию и Филиппины – оценка основывается на количестве действующих стартап-акслераторов, инкубаторов, а также инвестиционных фондов. В то же время, правительства других стран Юго-Восточной Азии все чаще вкладывают внутренние инвестиции в развитие экоситемы IT предпринимательства. Так, недавно в Малайзии было профинансировано создание Центра Глобальных Инноваций и Креаторства общей стоимостью $17,4 млн.
Около 10 компаний планируют в ближайшее время представить рынку свои стартапы в этом регионе, при чем 6 из них будут выведены на IPO еще до Рождества. Несмотря на то, что эти компании еще не демонстрируют большой капитализации и высокого уровня дохода, перспектива активного развития IT-предпринимательства в этом регионе при населении в 630 миллионов человек является очевидной.
В целом стоит отметить, что в 2015 году в Азии насчитывается 11 «единорогов» (стартапов стоимостью более $1 млрд), в то время как в Северной Америке – 19. Напомним, что в прошлом году соотношение составляло 13 к 30.
Украина в тренде
Короткое интервью с представителями венчурного фонда Fison - Дмитрием Томчуком и Еленой Хлевной "Как украинские венчурные инвесторы оценивают перспективы рынка стартапов Азии?"
Давно ли ваши приоритеты инвестирования сместились на Азию? Что способствовало выбору нового регионального ориентира?
Практически с первого же проекта мы поняли, что рынок Азии все еще помещает "пришельцев". Америка переполнена как своими, так и привезенными проектами из разных стран. А так как фонд никогда не ориентировался на локальные, мы ищем проекты с максимальным масштабированием. Хотя, конечно, Азия менее изучена, чем рынки США и Европы. Это делает вход туда сложнее, но от этого не менее привлекательным.
Дмитрий Томчук у себя на странице отмечал, что украинский продукт на азиатском рынке может быть востребован и узнаваем. Какие конкурентные преимущества Вы видите в украинских продуктах или стартпах в Азии?
Азия берет массовостью. И довольно тяжело там стать востребованным. Неимоверное количество работающих приложений и е-коммерсных структур. Но так сложилось, что проекты, которые мы туда выводим, можно назвать частично научными. Поскольку используются сложные математические алгоритмы, работы с нейронными сетями. Поэтому берем глубокой экспертизой продукта.
Проекты в каких сферах являются для вас приоритетным направлением для инвестиций в азиатском регионе?
Как и в Украине, так и в Азии, для нас фокус в финтех направлении, e-commerсe, big data. но пока ни в один азийский продукт мы не инвестировали.
Расскажите о текущих азиатских проектах, которые вошли в портфель Вашего фонда? Если нет, так какие проекты сейчас на примете, возможно, на стадии due diligence?
По-прежнему инвестируем только в украинские команды. Есть интерес в нескольких командах из Сингапура, это финтех. Там интересные модели по работе с PayPal. Следующий визит к их командам покажет путь нашего дальнейшего общения.
Ваше мнение, станет ли Азия равным конкурентом Силиконовой долине как локация для развития стартапов мирового уровня?
Возможно. Дело в том, что азийский подход немного другой. Большинство стартапов задаются целью стать продуктовой компанией и не продаваться, а развивать себя самостоятельно. Однажды мы на конференции задали вопрос команде на стадии pre-seed сколько денег он хотят. И получили ответ: "Я хочу свой бизнес-план превратить в здания и несколько сотен работающих там людей, я не ищу инвестиции". В этом-много азийского подхода. Интересна в этом подходе центральная Азия, конкретно - Казахстан. С поддержкой правительства, со скоростью впитывания экспертизы, у них как раз есть шанс стать Силиконовой долиной в Центральной Азии.
Материал подготовлен: Дарья Матковская / InVenture