Взгляд на человеческий ресурс через действующие лица бизнеса – стейкхолдер.
“Если рассказать, что изменилось в кризис, то в перспективе человеческого капитала нужно смотреть на стейкхолдер. Человеческий капитал – один из пазлов, благодаря которым работает компания”, – рассказывает СЕО “Датагруп” Михаил Шелемба.
По его словам, определяют компанию такие стейкхолдеры:
- Акционеры.
Они задают цели и KPI, которые достигнет компания. В кризис их желание на операционном уровне влиять на процессы только усилилось. Им важно понимать, сможет ли компания дальше внедрять необходимые стратегические инициативы.
- Клиенты.
Клиентам в кризис сложно. У розничных клиентов в кризис могут заканчиваться деньги, что отразится на спросе услуг компании.
У крупного бизнеса остро стал вопрос “что делать дальше?”, поскольку очевидно, что в этом году будет заморожено большинство программ развития и капиталоемких программ.
Около 40% сегмента малого и среднего бизнеса сейчас не работает и есть риск, что этот процент из карантина не выйдет.
У государственных клиентов своя специфика: бюджет недовыполнен, соответственно недополучены доходы и возникают проблемы с платежной дисциплиной.
- Конкуренты.
Слабые в кризис исчезнут, но перед уходом будут демпинговать. Это нужно учитывать.
- Сотрудники.
Важно дать понять сотрудникам, что в кризис не поменялись основные ценности и установки компании. Сотрудники – это в первую очередь люди, которым сейчас страшно за свою жизнь и здоровье, будущее и доходы, за город и страну.
Страх либо дает энергию к изменениям, потому что люди мобилизуют свои силы, либо парализует и толкает сотрудников на необдуманные действия.
“Кризис помогает показать кто готов работать, а кто паникует. И это разное качество человеческого капитала”, – добавляет председатель совета директоров Darnitsa Group Дмитрий Шимкив.
Качество человеческого капитала и финансовый результат компании.
По словам эксперта, уровень финансового капитала компании прямо пропорционален качеству человеческого капитала.
Михаил Шелемба предлагает рассматривать корреляцию финансового результата компании и человеческого капитала в долгосрочной перспективе. В краткосрочной можно упустить перспективы роста бизнеса.
“Частая ошибка – слишком сильная концентрация внимания исключительно на топ-менеджерах. Важно знать, что человеческий капитал остальных не является нулем и часто составляет костяк организации”, – добавляет он.
Финансовый результат максимально достигается, когда топ-менеджмент работает на максимуме, большая часть остальных сотрудников стремится к результатам топов, а те, кто не соответствует ценностям компании сокращаются.
По словам Михаила Шимкива, бизнес может обанкротиться, если большинство ее сотрудников не разделяют ценности компании.
Увольнение и найм сотрудников в кризис.
Сокращение персонала уже затронуло львиную долю ключевых бизнесов Украины, рассказывает CEO и основатель Wellbeing Company Алена Бондарь. Кризис – это когда все старые инструменты управления бизнесом не работают.
По словам Дмитрия Шимкива, прагматичный подход компаний – это оставить то количество сотрудников, которое соответствует запросам текущего состояния бизнеса.
Генеральный директор ПАО «Укрпочта» Игорь Смелянский добавляет, что сегодня бизнес стоит перед тяжелым моральным выбором: или пытаться удержать всех, но сократить инвестиции, или сократить большинство, и сократить расходы компании.
Лидеры компаний несут ответственность и перед людьми, с которыми приходится прощаться, но и перед теми кто остается. Важно так же и привлечь качественную команду и удержать тех, кто был вовлечен в работу до кризиса.
“Но не стоит экономить на лучших людях. Я понимаю, это непопулярное мнение сейчас, но от команды зависит финансовый результат компании”, – говорит он.
Как выжить бизнесу за счет человеческого капитала.
По словам Дмитрия Шимкива, до кризиса был рынок сотрудников, а после – будет рынок работодателей. Однако, уровень конкуренции за таланты не снизится.
“Природа выхода из кризиса Украины будет очень интересной. Будет бизнес, который будет пытаться спасти весь свой человеческий капитал, но потеряет весь финансовый и бизнес в целом”, – резюмирует эксперт.
Украинские предприниматели очень консервативны. Западный подход к ведению бизнеса более радикален – в компаниях оставляют только тех, кто способен генерировать доход для бизнеса.
Сейчас важно, чтобы сотрудники работали в компании не только из-за денег, но для этого в их развитие и обучение необходимо инвестировать. Инструмент успеха измеряется двумя показателями: возвратность инвестиций и их ценность. Сейчас успех зависит от второго.
“Человек хочет видеть целостность с компанией, развитие внутри компании, поддержку психологического здоровья внутри компании”, – подчеркивает Дмитрий Шимкив.
“Я сказал, что в компании будут работать лучшие. Сейчас человеческий капитал “Укрпошты” совпадает с финансовым: у нас где-то 65 000 сотрудников и фонд оплаты их труда составляет 70% доходов компании”,– добавляет Игорь Смилянский.
Обновлено: готовы ли люди инвестировать в людей?
InVenture провел опрос среди инвестиционно активной аудитории Украины. 56% респондентов готовы сейчас инвестировать в человеческий ресурс, 22% готовы инвестировать, но не сейчас, 11% считает, что сейчас гораздо эффективнее сокращать расходы компании и 11% считает, что вкладывать в людей неэффективно.
В опросе приняли участие 272 человека.
Фото: Pixabay, InVenture.