Венчурным капиталистам все равно, когда вы их убеждаете. Им важно, чтобы вы сами были убеждены в своей правоте. Привлечение венчурных инвестиций – это убеждение самого себя в том, что тебе необходимо финансирование.
Но это не может быть правдой, скажете вы. У вас есть гениальная идея, которая способна полностью разорвать все шаблоны рынка, на котором у вас просто нет конкурентов, но инвесторы все еще задают вам кучу вопросов: «Как много пользователей вы же привлекли?», «Какой у вас показатель роста?», «Как вы будете масштабировать бизнес?»…
Очевидно, что бизнес масштабируемый, проект выстрелит в ближайший месяц и команда в шаге от глобального успеха. Но на свете нет ничего очевидного.
К примеру, вы покупаете машину, и продавец вам говорит: «Поверьте мне, это самое классное предложение!». Или вам звонит приятель: «У меня на руках обалдненные мелкие акции, в которые ты просто обязан вложить деньги». Или ваши родители говорят вам: «Мы подумали, что ты должен пойти в этот колледж, потому это лучший вариант для тебя».
Разве вы сделаете так, как вам сказали? Это все не факты, а субъективные мнения, которые пытаются на вас повлиять. И ключевое слово здесь – «повлиять». На вас оказывают влияние, когда вы презентуете свою идею перед инвесторами. Вы в свою идею уже верите, вам нужен только чек. Но сами инвесторы пока в нее не верят, что вполне оправдано. И вот почему.
Венчурное инвестирование и ваше время – это не заурядные вещи, и они должны базироваться на фактах. Лучшие инвесторы помогут вам поверить, что ваша идея – это лучший способ потратить их деньги и ваше время. Вы сами должны быть в этом полностью уверены, опираясь на голые факты и ни на что другое.
Вот простые советы, как сделать так, чтобы вам выписали чек.
Убедите самого себя фактами
Сконструируйте модель на основе фактов и чисел, за которые вы «болеете». Без этого ваш питч никуда не годится. Если вы до мелочей продумали все важные моменты и убедили самого себя, то у вас получится убедить других.
Используйте главный аргумент
Создайте элегантную и понятную презентацию на десяток слайдов, которая покажет, почему ваш проект достоин инвестиций. В каждом вашем слайде должны быть факты. Необходимо быть максимально конкретным и точным говоря обо всем – о росте, конкурентах и будущем доходе – всегда оперируйте только фактами.
Не продавайте, рекрутируйте
Не продавайте свое видение проектов, а рекрутируйте инвесторов, сотрудников, экспертов, основываясь на фактах. Если вы четко видите перспективу, а ваши числа имеют смысл и логику, это будет достаточно легко. Продажи только предполагаются, тогда как рекрутирование очевидно.
Я этот процесс проходил не один раз, потому знаю, о чем говорю. В какой-то момент что-то щелкает, и вы находите не то, что хотят от вас окружающие, а ту суть, которая помогает вам самому понять происходящее. Ради себя.
Сой опыт я получил на своих же ошибках. Поверьте, опираться на факты при разговоре с инвесторами гораздо легче, чем на какие-то случайные идеи. Так что ищите конструктивное русло при разговоре с венчурным капиталом и используйте его по максимуму.