Телемедицина, интернет вещей, 3D-печать, видеоидентификация и другие новые и старые технологии, которые наконец станут наиболее распространены в 2021 году.
Виктория Тигипко, основательница и управляющий партнер венчурного фонда TA Ventures
Коронавирус подтолкнул развитие технологической отрасли в сторону массового перехода на корпоративные сервисы, онлайн-покупки, финансовые инструменты, цифровое здоровье. Инвесторы продолжат в них вкладывать, поскольку видят в этом перспективы. Мы в TA Ventures выделили следующие направления.
Корпоративные сервисы (позволяют оцифровать работу компаний). В начале года успехи корпоративных платформ списывали на хайп и внезапный локдаун. Но многие не планируют возвращаться из удаленки в 2021-м. Есть те, кто решили продолжить работать в таком формате постоянно. Параллельно выяснилось, что в области корпоративных ПО все еще хватает пробелов, но теперь есть огромная аудитория. Плюс сами сервисы – уже не дополнение, а необходимость.
Цифровое здоровье. Тут во многом повторяется ситуация с корпоративными сервисами. Длительное время они проигрывали офлайну. Зачем пользоваться онлайн-консультацией у врача, если можно пойти на прием? В условиях пандемии подобный сервис стал необходимостью. Добавим сюда биотехнологические компании, разрабатывающие решения, которые помогут избежать повторения пандемии в будущем, а также справиться с диагностикой и лечением заболеваний. Медицинские проблемы вышли на первый план, а их решение будет пользоваться спросом.
Финансовые инструменты. Пандемия изменила поведение клиентов. Онлайн-коммерция и курьерские сервисы нарастили аудиторию, а вместе с ними растет и финтех. Речь не просто о популяризации безналичных расчетов. Количество таких платежей росло из года в год. На фоне пандемии люди привыкли к удобству цифровых банков, платежных систем и других сервисов. Потому возвращение значительной части аудитории в офлайн выглядит маловероятным.
Мобильность. В начале года количество поездок действительно снизилось. Снова возникли вопросы относительно перспектив отрасли, уже в условиях пандемии. Но катастрофы не случилось. Специалисты прогнозируют восстановление спроса на эти услуги уже к середине 2021. На фоне вакцинации люди станут больше проводить времени вне дома.
При этом пандемия нанесла огромный вред общественному транспорту. Он вдруг из более дешевой альтернативы превратился в зону потенциальной опасности. Чтобы снизить риски, компании начали покрывать сотрудникам плату за такси, а также аренду автомобилей. Все это – дополнительные возможности для сегмента мобильности, который и раньше себя неплохо чувствовал.
Промышленные технологии. В этот сегмент относят все, что представляют о будущем производства, – от роботов до 3D-печати. На фоне пандемии такие технологии также получили шанс на массовое распространение. Например, роботы не болеют и не устают, а потому они смогут эффективно заменить человека.
3D-печать позволит практически без человеческого вмешательства наладить массовое и индивидуальное производство.
IoT (интернет вещей. – Ред.) способен следить за состоянием сотрудников, отслеживать распространение болезней и предупреждать вспышки того же коронавируса.
Виталий Голомб, член Наблюдательного совета UVCA, партнер Drake Star Partners
В прошлом году произошли большие изменения в ключевых векторах развития технологий. В 2021-м, вероятно, наибольшее влияние на жизнь людей окажут такие направления, как электротранспорт, личное здоровье и удаленная работа.
В Украине открываются огромные возможности для инноваций в сфере e-commerce, доставки еды и других нишах, которые появятся по мере изменения потребительского поведения. Есть много примеров западных моделей бизнеса, которые могут быть успешно реализованы в Украине с появлением новых ниш, которые вызовут рост интереса и/или спроса.
Если вы хотите в 2021 году запустить технологический стартап, рекомендую искать возможности на пересечении вашей собственной экспертизы и навыков, а также новых рыночных возможностей. На ранних стадиях развития у вас есть только команда и проблема, которую вы хотите решить на быстрорастущем или новом рынке. Поэтому критично попасть в правильное время. Выйдете слишком рано – клиенты будут еще не готовы. Слишком поздно – проблема будет решена, а ниша – занята.
Владимир Юмашев, партнер компании "Делойт" в Украине и руководитель группы по оказанию услуг в сфере ТМТ
Уже сегодня мы можем ощущать на себе результаты развития технологий, которые материализуются в конкретные продукты и сервисы для клиентов. Видеосвязь или дополненная реальность представлены на рынках разных стран и используются компаниями для оформления финансовых и страховых услуг, а также для получения сервисов в медицинских учреждениях.
Аналогично в корпоративном сегменте компании активно переходят в облачные решения, чтобы повысить конкурентоспособность своих бизнес-моделей, скорость процессов и снизить расходы, что также стимулируется текущей ситуацией.
В Украине мы ожидаем активного развития сервисов видеоидентификации на рынках массовых услуг, в частности в банковской и медицинской сферах. Это уже подтверждается запущенными и успешно функционирующими стартапами в проведении медицинской диагностики онлайн. Кроме того, появились первые банки, которые развивают такую модель для розничных клиентов.
Учитывая традиционно высокую конкуренцию на рынке финансовых услуг в Украине, мы можем занять передовые позиции, и наши компании предложат решения, которые потом могут экспортироваться на другие рынки.
Наша реальность активно "подстегивает" бизнес использовать облачные технологии. У Украины есть довольно большой потенциал в этом сегменте, так как раньше многие компании не имели стимула инвестировать в развитие облачных решений из-за более комфортного рынка и более низкой себестоимости продуктов. Теперь ситуация изменилась, и многие организации задумались о том, как улучшить операционную модель и снизить расходы.