Основная причина провала стартапов – отсутствие рынка, на котором они могут продавать свой продукт. Среди других распространенных причин – быстрая «утечка» наличных средств, неправильная команда или неумение превосходить конкурентов на быстро меняющемся рынке. Конечно, чаще всего провал проекта вызывает не одна причина.
«Одним из наших наиболее популярных исследование была подборка «посмертных вскрытий провалившихся стартапов» – рассказывает Ананд Сэнвал, СЕО в CB Insights. «Послу публикации этого материала нам часто задавали вопрос, можем ли мы проанализировать все неудавшиеся попытки, чтобы выявить закономерности, приводящие к провалу. В конечном итоге, мы стиснули зубы и проанализировали каждый провал каждого стартапа, чтобы понять, сумеем ли мы выделить эти причины.
Ранее такой тип анализа не проводился: результат тщательного рассмотрения 101 стартапа после его провала можно увидеть в новом докладе компании. После изучения всех представленных проектов, мы смогли понять две вещи:
- Во-первых – очень редко провал стартапа бывает вызван одним фактором;
- Во-вторых – во всех рассмотренных неудачах причины очень разнятся.
Мы выделили 20 наиболее часто встречающихся причин провала стартапа.
Поскольку многие стартапы предлагали нам по несколько причин своих неудач, вы увидите, что выделенные нами 20 основных отнюдь не покрывают все 100% вероятности (вообще-то, они их даже превышают)»
#1 – Создание решение, поиск проблемы, т.е. – не ориентировки на потребности рынка (42%)
Решение проблем, которые интересно решать, а не тех, которые реально необходимо решить для потребителя, – причина провала номер один для 42% изученных случаев.
#2 – Кончились деньги (29%)
Деньги и время имеют свойство заканчиваться и требуют рассудительного к себе отношения. Вопрос о том, как потратить имеющиеся деньги, был загадкой и частой причиной провала стартапов.
#3 – Неправильная команда (23%)
Разнообразная команда с различными навыками часто считается одним из ключевых факторов успеха стартапа. Провалившиеся проекты часто сетовали, что хотели бы иметь СТО с самого начала или чтобы у проекты был основатель, который любил бы бизнес-аспект их продукта.
#4 – Конкуренция (19%)
Несмотря на банальную фразу, что стартапы не должны обращать внимания на конкуренцию, в реальности, если идея «загорелась» или получила хорошую оценку рынка, вокруг вас окажется много подобных проектов. Конечно, излишнее увлечение конкуренцией тоже не очень хорошо, но и ее полное игнорирование привело к провалу 19% стартапов.
#5 – Ценовая политика (18%)
Ценовая полтика – это темное искусство когда дело касается причины успеха или провала стартапа. Очень сложно установить не слишком высокую и не слишком низкую цену на продукт, чтобы заработать деньги и окупить реальные затраты компании.
#6 – «Недружественный» пользователю продукт (17%)
Плохие вещи происходят, когда вы игнорируете желания и потребности потребителя, сознательно вы это делаете или случайно.
#7 – У меня есть этот продукт. Теперь мне нужна только бизнес-модель (17%)
Провалившиеся фаундеры соглашаются с тем, что бизнес-модель важна – оставить преданным единственному источнику финансирования или неспособность найти пути привлечения денег делает инвесторов недовольными, а основателей – неспособными заработать.
#8 – Слабый маркетинг (14%)
Знание свой целевой аудитории и умение привлечь ее внимание и конвертировать его в потенциальных и, в конечном итоге, реальных клиентов, является одним из важнейших навыков для успешного бизнеса. Неумение оценить рынок – это свойство основателей, которые любят писать коды или создавать продукт, но не понимают идеи продвижения продукта. И оно же – причина провала около 14% стартапов.
#9 – Отсутствие гибкости и неумение получать или использовать отзывы потребителей (14%)
Игнорирование пользователя – это надежный и верный способ провалиться. Узкое видение и неумение собирать отзывы клиентов становится фатальной ошибкой для большинства стартапов.
#10 – Вывод продукта не вовремя (13%)
Если вы запускаете свой продукт слишком рано, пользователи могут отмахнуться от него как от не слишком хорошего, и вернуть их будет гораздо сложнее, если их первое впечатление о вас будет негативным. Если вы выпустите продукт слишком поздно, вы можете упустить свое окно возможностей на рынке.
#11 – Потеря фокуса (13%)
Отвлечение на другой проект, личные проблемы и/или общее потеря фокуса в работе названа причиной провала 13% опрошенных стартапов.
#12 – Разногласия с инвесторами / сооснователями (13%)
Разногласия с сооснователем являются фатальной проблемой для стартапа. Но желчь в отношениях не ограничивается только командой, и когда отношения портятся с инвестором, ситуация может стать ужасной очень быстро.
#13 Пивот не прошел (10%)
Пивот как Burbn в Instagram или ThePoint в Groupon может пройти невероятно хорошо. Или он может стать началом долгой неправильной дороги вниз.
#14 – Отсутствие увлеченности и местной экспертизы (9%)
В мире есть множество хороших идей, но 9% фаундеров провалившихся стартапов выясняют, что недостаток заинтересованности в отрасли или недостаток знаний о ней являются основными причинами провала не зависимо от того, насколько хороша была идея.
#15 – Месторасположение (9%)
Месторасположение может стать проблемой с нескольких точек зрения. Во-первых, концепт вашего стартапа должен быть согласован с вашим регионом. Место также играет роль при неудачной работе с удаленными командами. Для того, чтобы ваша команда работала удаленно, убедитесь, что вы нашли эффективный метод коммуникаций, иначе недостаток командной работы и планирования может привести к провалу.
#16 – Нет финансирования или заинтересованности инвесторов (8%)
Описывая наиболее частую причину отсутствия средств, большинство основателей стартапов говорили о недостаточном интересе со стороны инвесторов или участников посевного финансирования или одновременно в обоих случаях.
#17 – Законодательство (8%)
Иногда стартап может из простой идеи дорасти до мира юридических сложностей, что становится камнем преткновения для многих проектов.
#18 – Вы не используете свои связи и знакомства (8%)
Мы часто слышим о стартаперах, которые жалуются на недостаток знакомств или связей с инвесторами. Потому удивительно слышать, что одной из причин провала проектов стало неумение полностью использовать свою записную книжку.
#19 – Перегорел на работе (8%)
Баланс между работой и жизнью – это не то, что есть у каждого основателя стартапа, потому возникает риск просто «сгореть» на работе. Это стало причиной провала 8% стартапов. Возможность урезать свои расходы, когда это необходимо, и делегировать свои обязанности, когда вы понимаете, что не справляетесь, невероятно важна для достижения успеха. А наличие грамотной, разнообразной и креативной команды, с которой можно разделить свои обязанности, позволит избежать «перегорания»
#20 – Отказ от необходимого пивота (7%)
Отказ от пивота или недостаточно быстрый уход от плохого продукта, плохих сотрудников или плохих решений провидит к провалу 7% проектов. Приверженность плохой идее может поглотить все ресурсы и деньги и заставить ваших сотрудников страдать от недостатка развития.