Военные репарации: на что может рассчитывать Украина?

Военные репарации: на что может рассчитывать Украина?

Как и сколько можно взыскать с РФ в виде репараций, какие активы могут стать источниками, в каком они состоянии и какие сложности могут возникнуть с их получением?

Первоначальные предположения

1. Предполагаем, что Украина не сможет добиться участия в войне ни одного союзника, потому не будет полного разгрома России по примеру разгрома Германии в 1945 году.

2. Исходя из этого, договор о капитуляции и репарациях Россия не подпишет.

3. Украина сможет рассчитывать на источники репараций, которые расположены за пределами России и средства из которых можно получить без соглашения с Россией.

Если эти предположения ошибочны и РФ подпишет соглашение о репарациях, то конфискации зарубежных активов этому не помешают, а будут частью договора.

Замечания. Российские активы в Украине как репарации здесь не рассматриваются. Во-первых, объем этих активов мизерный по сравнению с общим объемом российских активов за пределами России. Во-вторых, с ними все ясно: необходимое законодательство принято, меры и исполнители определены.

Российские активы за пределами России:

1. Валютные резервы центрального банка в России.

2. Активы граждан РФ, попавших под санкции США, ЕС и других стран.

3. Прочие активы физических и юридических лиц России за пределами страны.

Резервы центробанка России

Объем. Последняя доступная публикация резервов центробанка РФ за июнь 2021 свидетельствует об объеме 585 млрд долл. Из них 41% – в России, Китае и международных институтах – не доступны для замораживания и конфискации.

Для репараций можно рассчитывать на объем 350 млрд долл. Такую оценку 16 марта обнародовало агентство Bloomberg.

Состояние. Денежные средства заморожены, но ранее использовались для погашения российских государственных обязательств.

Где находятся. В ряде стран основная сумма средств – во Франции (12% резервов), Германии (10%), Японии (10%) и США (7%). В этих четырех странах размещены около 250 млрд долл. центробанка России.

Какие есть проблемы и решения

Во-первых, Россия ранее использовала замороженные резервы для погашения купонов по своим облигациям – 16 марта и  выплатила 117 млн ​​долларов. Это уменьшает объем резервов для последующих репараций.

До 5 апреля только США запретили использование замороженных резервов ЦБ для погашения суверенного долга России. Другие страны этого не делали, потому РФ может обслуживать свои недолларовые долги. Необходим запрет на такие действия, ведь Россия может платить по текущим поступлениям за нефть и газ.

Во-вторых, на замороженные резервы много претендентов, кроме Украины. Список потенциальных исков уже приводился. Скорее всего, иски будут поданы и удовлетворены судом. Кроме указанных, есть также акционеры ЮКОСа. Они судятся с Россией за 50 млрд долл., и этот спор уже близок к финалу.

Объем исков против России будет измеряться десятками миллиардов. Скорее всего, юридически Украина ничего с этим поделать не сможет, нужны политические шаги.

Лучшим политико-правовым решением были бы специальные законодательные акты в США и других странах, где лежат замороженные резервы российского центробанка.

Примером такого решения является законопроект Беннета-Портмана. Он устанавливает, что все средства, конфискованные у россиян благодаря расследованию рабочей группы KleptoCapture, должны быть направлены на помощь украинским беженцам и восстановление Украины. Есть и другие законодательные инициативы США, о которых идет речь.

Соответствующие решения, по крайней мере, в четырех странах (Франция, Германия, Япония и США), должна предложить и украинская сторона – МИД или президент.

Активы граждан РФ, попавших под санкции

Объем. Прямых данных об объеме иностранных активов подсанкционных лиц нет. Предварительный анализ вывода капитала из РФ свидетельствует, что общий объем активов физических и юридических лиц России за пределами их страны составляет не менее 1 трлн. долл. Сколько из них принадлежит подсанкционным лицам, установить невозможно.

Международная организация журналистов OCCRP положила начало проекту Russian Asset Tracker по каталогизации таких активов. К 11 апреля 2022 в базу данных попали десять человек с общим объемом выявленных активов 17,5 млрд дол. Однако таких лиц – сотни, поэтому сумма будет расти.

Состояние. Большинство активов оформлено на подставных лиц или анонимные трасты. Сейчас нашли и заморозили активы на несколько десятков миллиардов долларов.

Где находятся активы. Недвижимость и депозиты в основном находятся в западных странах. Корпоративные права оформлены в оффшорных юрисдикциях, самые популярные – Британские Виргинские острова, Кипр, Нидерланды, Швейцария.

Движимое имущество – морские суда, самолеты, вертолеты – перемещается в страны, которые не вводили санкции: в Турцию или на Мальдивские острова.

Какие есть проблемы и решения

Проблема первая. Для замораживания активов их нужно сначала найти, потому что большинство из них оформлены на подставных собственников или переданы в трасты. Для поиска активов созданы ведомственные, межведомственные и международные группы.

США

Минюст США в марте 2022 создал рабочую группу KleptoCapture. Ее основная задача – поиск, арест и конфискация активов подсанкционных лиц.

KleptoCapture сотрудничает с другими правоохранительными органами США, включая Федеральное бюро расследований и Службу внутренних доходов. До этого Казначейство США 26 февраля 2022 г. в сотрудничестве с Министерством юстиции создало рабочую группу REPO (Russian Elites, Proxies and Oligarchs).

Задачей этой группы есть поиск, арест и конфискация имущества российских лиц, против которых введены санкции за нападение на Украину.

В отличие от KleptoCapture группа REPO направлена ​​на международное сотрудничество. К ней привлечены представители министерств финансов, юстиции и внутренних дел Австралии, Великобритании, Италии, Германии, Канады, Франции, Японии, а также представители Европейской комиссии.

Евросоюз

Европейская комиссия 17 марта создала рабочую группу Freeze and Seize как европейский аналог KleptoCapture и REPO. 8 апреля группа сообщила о замораживании российских активов на 29,5 млрд евро.

Одновременно рабочая группа обратилась к членам ЕС с просьбой предоставить информацию о связях активов подсанкционных лиц с уголовной деятельностью.

Великобритания

Премьер-министр Борис Джонсон 24 февраля заявил в парламенте о создании в составе Национального криминального агентства нового подразделения Combating Kleptocracy Cell (CKC) для преследования российских клептократов.

Украина

Хотя после начала масштабной интервенции России Национальное агентство по розыску и менеджменту активов (АРМА) было направлено на розыск, арест и конфискацию российских активов, оно все еще делает это только на территории Украины.

Поскольку в Украине находится ничтожная доля российских активов, агентство могло бы расширить свои функции за пределы государства. Украина наиболее заинтересована в поиске и конфискации активов РФ, поэтому ей следует включиться в международную работу.

Прочие российские активы за пределами России

Объем. Исходя из вышеприведенных расчетов, общий объем активов россиян за пределами РФ может превышать 1 трлн долл.

Состояние. Большая часть активов оформлена на подставных лиц, российская собственность скрыта.

Какие есть проблемы и решения

Главная проблема – не в правовой или экономической плоскости, а в мировоззрении ведущих политиков Запада.

Европейские лидеры не устают повторять, что за войну против Украины должен отвечать Владимир Путин и его ближайшие сообщники, а не русский народ. Возможно, дальнейший ход войны, тотальная поддержка войны русскими и их зверства на оккупированных территориях это изменят.

Пока русский народ поддерживает Путина так же, как немецкий народ поддерживал Гитлера, то есть на уровне 90%. Путинская Россия, вопиющая "нам не стыдно", должна заплатить за то, что делает, и за то, что ей не стыдно.

Украина имеет большое преимущество в информационном противостоянии с РФ и должно использовать это для изменения мировоззрения западных политиков по ответственности россиян. В таком случае не только активы кучки приближенных к Путину людей могут быть источником репараций, а все активы юридических и физических лиц России.

Что говорит международное право

Приведенная аргументация основывается на экономической оценке разрушений в Украине и поиске эквивалентной ответственности России. Юридическая экспертиза говорит о другом. Так, юрист-международник, профессор международного права Ивен Кридл считает, что "конфискация российских активов нарушила бы международное право".

"Замораживание активов – это то, что международные юристы называют контрмерами – временными принудительными актами, призванными заставить другие государства выполнять свои международные обязательства".

Международное право позволяет США и их союзникам замораживать российские активы как контрмеру, только если активы будут сохранены, чтобы их можно было освободить, как только Россия возобновит исполнение своих юридических обязательств. Конфискация активов будет считаться незаконной экспроприацией», – говорит Кридл.

Предположим, завтра РФ прекратит войну и уберет войска из Украины. Будет ли следствием прекращения санкций и возвращения активов владельцам?

В таком случае Украине останется развалившаяся россиянами страна, на восстановление которой будут необходимы сотни миллиардов долларов, а Россия останется со своими активами и без всякого экономического наказания. Так об этом говорит международное право, что совершенно несправедливо. Однако это по закону.

Заставить Россию заплатить военные репарации: что говорят юристы и мировой опыт

По мнению Кридла, США и другие партнеры Украины неправильно ввели санкции. Сейчас они введены для прекращения войны, но очевидно, что у них нет эффекта. Условием прекращения санкций, включая размораживание активов, должна быть выплата репараций, а не просто прекращение войны.

Как именно будут выплачены репарации и в каком объеме это предмет соглашения между Украиной и Россией. В таком варианте достигается справедливая компенсация Россией разрушения и не нарушается международное право.

Предложение Кридла с точки зрения права, возможно, безупречно, но оно не выдерживает критики с политической и экономической точки зрения. Всему политическому руководству России плевать на международное право. Оно с большой вероятностью откажется подписывать соглашение о репарациях, несмотря на действие санкций.

А как насчет права собственности?

Американский союз гражданских свобод США (ACLU) приводит ряд аргументов на этот счет, которые так же не понравятся украинцам.

ACLU создан более ста лет назад, его участниками почти два миллиона человек. Цель организации – защищать и сохранять индивидуальные права и свободы, гарантированные каждому человеку Конституцией и законами США. Об ACLU свидетельствуют некоторые факты из ее длинной истории. Это была первая организация в США, которая стала добиваться импичмента Ричарда Никсона. Одним из руководителей ACLU была Рут Гинзбург – легенда и совесть американского правосудия.

С начала войны в США появилось несколько законопроектов, которые дают право президенту продавать арестованные российские активы и передавать полученные средства на восстановление Украины и помощь украинским беженцам.

В частности, это законопроекты Майкла Беннета – Роба Портмана, Тома Малиновского и Шелдона Уайтгауса.

Реагируя на эти законодательные инициативы, ACLU отмечает недопустимость лишения человека собственности без надлежащей правовой процедуры. Там настаивают: Конституция США (пятая поправка) не разрешает лишать человека собственности без надлежащей правовой процедуры.

Директор ACLU Кристофер Андерс заявил: "Это повышает вероятность того, что подвергнутый санкциям гражданин России может выиграть в американском суде, который, вероятно, отменил бы и решение о конфискации, и санкции как неконституционные".

Палата представителей, учитывая такую ​​перспективу, решила создать рабочую группу и предоставить администрации Байдена 60 дней для разработки механизма, позволяющего конфисковать активы россиян, против которых введены санкции.

Конгрессмен Малиновский признал резонность возражений ACLU и планирует внести изменения в законопроект, чтобы сделать его конституционным. Однако, отмечает он, ни в коем случае нельзя разрешить возврат замороженных активов россиянам после окончания войны. Также он считает невозможным возврат замороженных резервов центрального банка России.

Что в итоге

Пока никаких действий по конфискации активов РФ и ее граждан, тем более по передаче их Украине, не предпринято. Как отметил министр юстиции, в истории еще не было примеров принудительной передачи средств пострадавшей стране от причинившей ей ущерб.

Если сохранится текущая политико-правовая ситуация, то восстановление Украины будет финансировать сама Украина и благотворительные пожертвования партнеров, то есть налогоплательщики западных стран, а не виновники всех разрушений и преступлений.

В целом проблема российских репараций за разрушение Украины находится в тупике, потому что все действия направлены на арест активов. То есть для их конфискации необходимы доказательства причастности активов к уголовным преступлениям.

Уголовный процесс должен проходить по каждому арестованному активу для каждого подсанкционного лица. В течение этого процесса, который может занять несколько лет, истец должен хранить арестованное имущество, которое может дорого стоить. Резервы ЦБ также были арестованы как контрмера против акта агрессии России.

В обоих случаях речь идет об уголовном праве, хотя проблема репараций находится в другой сфере права – в сфере деликтного права (tort law).

Для него не нужно доказывать уголовное преступление, не требуется прокурорское обвинение и не требуется уголовный суд. Деликтное право касается возмещения ущерба. Это часть гражданского, а не уголовного судопроизводства.

Необходимо отделить проблему наказания российских уголовников за агрессию и военные преступления от проблемы возмещения ущерба. Для возмещения ущерба Украине не нужно обращаться в Международный уголовный суд и национальные уголовные суды.

Для этого должно хватить полномочий Международного суда ООН. Он должен установить факт причинения Россией вреда Украине и ее народу, размер возмещения и формы репараций (реституция, компенсация, сатисфакция).

Мы еще очень далеки от политического осознания и юридического обеспечения этих выводов. Чем скорее начнем эту работу, тем скорее восстановим страну.

Читайте также