90% предпринимателей в Украине не имеют шанса на привлечение инвестиций для развития

90% предпринимателей в Украине не имеют шанса на привлечение инвестиций для развития

Анатолий Амелин Соучредитель и директор экономических программ Ukrainian Institute for the Future: "90% не имеют шанса на привлечение инвестиций (речь идет не о кредитах или грантах) для развития ...
 
 

Довольно часто  (два-три раза в неделю) общаюсь с украинскими предпринимателями, которые хотят развиваться и просят меня помочь с инвестициями или самому проинвестировать. Что огорчает, украинский бизнес  (его владельцы) не обладают и близко инвестиционной культурой и пониманием, как работают инвестиции.

Давайте определимся с понятиями:

Инвестор — это физическое или юридическое лицо, которое вкладывает свои средства в различные проекты, компании или активы с целью получения прибыли в будущем.

Инвесторы могут быть частными лицами, инвестиционными фондами, компаниями или даже государствами.

Инвестиции — это вложение средств в различные активы для получения прибыли или достижения других выгод в будущем.

А теперь, субъективно, перечень ключевых проблем  (с которыми сталкиваюсь), почему большинству украинского бизнеса «не светит» привлечение инвестиций и интенсивное развитие в ближайшее время:

1. Самое смешное и ужасное то, что украинские бизнесмены массово путают инвестора и «спонсора » (это не шутка). Компании реально говорят о привлечении инвестиций, но о возврате инвестиций, выгоде для инвестора ни мыслей, ни речи нет. Есть ожидание «манны небесной».

2. Компании, которые ищут инвестиции, не понимают  (и не хотят понять) мотивации инвестора. Инвестор хочет заработать, выгодно инвестировать свой капитал, чтобы через время вернуть его обратно с прибылью. Каждый инвестор, делая инвестиции, думает о том, как он будет выходить из бизнеса, в который проинвестировал. А компании просто хотят взять деньги и чтобы от них отцепились.

3. Неготовность проекта, под который привлекаются инвестиции:

Анализа рынка нет, бизнес-плана нет, инвестиционной оценки нет  (NPV, IRR, PI, PP) и даже если есть бизнес-план и инвестиционная оценка проекта, то нет предложения для инвестора  (оценка эффективности его инвестиции). Не о чем говорить.

4. Виртуальные предположения для оценки проекта. Иногда, на первый взгляд, проект кажется интересным, но начинаешь копать и вылезают «дырки»:

 
— Нереалистичная модель привлечения финансирования, взятая с потолка.

— Левая ставка дисконтирования.

— Нереальная стоимость капитала.

— Странные гипотезы развития рынка.

— Отсутствие реального понимания организации эффективных бизнес-процессов.

5. Неготовность компании для вхождения инвестора. Прежде всего, речь о прозрачности бизнеса. Часто налоговый, бухгалтерский и управленческий учет — это три разных вселенных. Самый показательный — управленческий — и несоответствие ему всех остальных типов отчетности — явный признак высоких рисков для инвестора.

6. Отсутствие системы корпоративного управления. Корпоративное управление — это система правил, практик и процессов, по которым осуществляется управление и контроль над деятельностью предприятия. Эта система определяет взаимоотношения между руководством компании и акционерами. Зачастую в украинских компаниях главный акционер — он же и директор компании.

То есть, компания критически зависит от одного человека  (акционера и руководителя в одном лице). На нем и стратегия, и команда, и партнеры, и поставщики. Не дай Бог, что случается, — и компания накрывается «медным тазиком».

7. Неправильное структурирование партнерства. Здесь может быть все, что угодно. Начиная от корпоративной структуры, распределения долей до отсутствия акционерного соглашения, определяющего систему взаимодействия партнеров, разрешения споров, подходы к оценке стоимости и эффективности бизнеса и механизм выхода из бизнеса. Чаще всего встречается тупиковая модель — распределение долей 50/50. Кто в теме — знают, что при такой модели компания заложник каждого партнера одновременно, что создает непредсказуемые риски.

8. Отсутствие проведенной домашней работы по подготовке к сделке:

— Нет актуального аудита финансовой отчетности.

— Нет анализа юридических рисков  (включая судебные споры, долги).

— Неэффективная корпоративная структура.

— Неадекватно раздутый штат.

9. Ну и последнее: неумение презентовать и вести переговоры. Очень часто со мной начинают разговор не с инвестиционного тизера или инфо мемо, а с тонны макулатуры с описанием всего. Инвестор очень ценит свое время, и умение правильно донести информацию понимая мотивацию инвестора — это секрет успеха.

10. Нет. Еще одно. Жадность. И это касается не только формата партнерства и выгод для всех сторон, а и нежелания тратить средства на привлечение консультантов. И так сойдет, «у меня же крутая идея».

Это краткий перечень причин того, почему компаниям «не светят инвестиции» и развитие.

Читайте также