Владимир, расскажите, почему компания приняла решение инвестировать в Украину?
Мы верим в Украину, поэтому и не побоялись инвестировать. Решение о строительстве зернового терминала принималось в 2014 году, когда на востоке страны шли ожесточенные бои и ситуация, мягко говоря, не слишком способствовала принятию такого рода решений. И это действительно было трудное решение. Тем не менее, корпорация COFCO, которая является крупнейшим оператором на китайском рынке продовольствия, открыла Украине возможность получать выручку на одном из крупнейших рынков мира и при этом удовлетворять растущий спрос Китая в продовольствии.
Какие задачи стоят перед COFCO Agri в Украине на ближайшие несколько лет?
Сейчас задание номер один – запустить этот терминал, чтобы он вышел на свою проектную мощность. Далее мы ждем проектов и инвестиционных предложений, которые будут на рынке, COFCO будет их изучать.
Расскажите более подробно о возможностях вашего терминала, какие его проектные мощности по перевалке и выгрузке зерновых?
Терминал может переваливать до 2,5 млн тонн зерна в год, то есть 250 тыс. тонн в месяц, потому что обычно терминал работает 10 месяцев, а еще два месяца предусмотрено на плановую остановку и ремонт. Но в последнее время тенденция перевалки зерновых культур не предусматривает никакой остановки. Наш терминал в Николаевском морпорту ориентирован на перевалку зерна, но может принимать и семечку. Назову вам несколько цифр, чтобы вы понимали масштаб самого проекта. На этом объекте забито порядка 70 км свай, уложено 150 км кабельной продукции, смонтировано около 5 тыс. тонн метала в виде силосного парка и металлоконструкций. Практически все оборудование у нас импортное – Ag Growth International (AGI), Neuero, Intersystems, Stela Laxhuber Engineering GmbH & Co.
Относительно разгрузки – наши автомобилеразгрузчики могут выгрузить порядка 160 машин в день. В то же время мы можем одновременно разгружать восемь вагонов. Выгрузка вагонов занимает порядка 5-7 минут. В целом перерабатывающая способность терминала – 120 вагонов в сутки.
Судопогрузчик у нас немецкой компании Nuera, который передвигается по всему фронту причала на длину 240 м. Машина на сегодняшний день самая современная, управляется не только оператором внутри, но и джойстиком, как детская машинка на управлении.
Терминал оборудован автоматической системой пожаротушения: есть кольцевой пожаропровод, который запитан по всем автономным линиям. Вся система пожарной сигнализации – последние разработки компании Simens.
А в целом, что хочу сказать: китайские инвестиции, западноевропейское оборудование и украинские руки, которые построили этот объект, создали для Николаева 150 новых рабочих мест.
Как вы считаете, когда сможете окупить вложенные в проект инвестиции в $75 млн?
Когда мы защищали этот проект, то исходили из цифры в восемь лет. И фактически она остается на сегодняшний день в этих пределах. Единственное, надо смотреть, что будет делать правительство в плане дополнительных нагрузок на портовиков. Я не беру во внимание введение спецуслуги пользования причалами с 1 января 2016 года. Плюс окупаемость также будет зависеть от эффективности работы терминала и от того, как быстро будут появляться новые перевалочные комплексы. Последний фактор может оказать давление на рынок и, соответственно, снизить стоимость перевалки.
Почему был выбран именно Николаевский морпорт? Вы рассматривали возможность строительства в Одесском или порту "Южный"?
Вы знаете, мы очень долго работали над поиском места для строительства терминала. Мы изучали все порты: и Одессу, и "Южный", и Николаев. Разрабатывали расчеты для всех этих портов. Но фактически исходили из наличия свободного земельного участка и инфраструктуры этого участка. Просто так вышло, что в Николаеве все для нас сложилось лучшим образом. Если бы появился участок в "Южном", я думаю, мы бы и там построили. Но так как в нужное время и в нужный час появился участок в Николаеве, компания быстро приняла решение.
За какое время был построен терминал? Насколько я помню, его запуск был запланирован еще в конце 2015 года, почему затянулось время введения в эксплуатацию?
Терминал строился 20 месяцев. Начали мы в августе 2014 года и закончили практически в феврале – в начале марта 2016 года. У нас было больше месяца тестирования терминала. Но в связи с тем, что еще были незначительные работы, которые должны быть выполнены в части корпоративных правил безопасности, охраны труда и окружающей среды, компания приняла решение завершить все работы и только после этого запускать терминал. Фактически подрядчики могли частично сдавать терминал в работу, но мы не были готовы его принимать.
Терминал в тестовом режиме начал работу с апреля 2016 года и уже успел отправить на экспорт шесть судов (около 150-160 тыс. тонн зерновых).
COFCO Agri в Украине планирует увеличивать его мощности?
Нет, к сожалению, на этом участке у нас нет такой возможности.
А строить перерабатывающее предприятие на его территории?
У нас ограниченная территория. И наши проектанты, и техническая служба уже сделали максимально оптимальный объект и план терминала на том участке, который у нас есть.
Ваша компания будет предоставлять возможность другим компаниям осуществлять перевалку на новом терминале?
Думаю, да. Мы рассматриваем эту возможность и готовы к сотрудничеству.
Можете уточнить, сколько сельхозкультур компания экспортирует в 2015/2016 маркетинговом году, и каковы прогнозы на следующий сезон?
С учетом запуска нового терминала мы экспортируем 2,6 млн тонн, в том числе 2,3-2,4 млн тонн зерна. На следующий год у нас приблизительно такие же планы. В целом мы на рынке работаем по споту, но иногда заключаем форвардные контракты, в основном с крупными компаниями с хорошей репутацией. На форвард приходится 10-15% общих закупок.
Какими мощностями в Украине еще владеет компания?
У нас в управлении есть четыре элеватора. Один в Херсонской области, один – в Донецкой. В Донецкой области элеватор на сегодняшний день не работает, потому что находится на неподконтрольной Украине территории. Еще два элеватора есть в Днепропетровской области. Кроме этого, у нас еще есть маслоэкстракционный завод в Мариуполе. Сейчас он работает, но, к сожалению, есть некоторые сложности с логистикой, так как наша основная закупочная зона на сегодняшний день не подконтрольна Украине. Поэтому мы вынуждены конкурировать с заводами, которые находятся в Днепропетровской и Запорожской областях, и искать семена подсолнечника в этих регионах.
Как можете охарактеризовать этот сезон маслопереработки в Украине?
Я вам скажу, что конкуренция за семечку была высокой. Рынок в этом году был у фермера. Он продавал ровно столько, сколько ему нужно было средств. Маржинальность переработчиков не выросла.
Мы сами экспортируем свое масло и еще докупаем его на рынке. В этом маркетинговом году мы произведем около 100 тыс. тонн масла, вместе с приобретенным на рынке маслом выйдем на показатель экспорта в 600-700 тыс. тонн.
Сейчас многие маслоперерабатывающие заводы начинают заниматься переработкой рапса и сои. Для вашей компании это направление интересно?
Любое направление, которое приносит деньги, нам интересно. Мы ищем возможности, и если будут интересные проекты, то мы их рассмотрим.
Стратегия развития COFCO в Китае предусматривает возможности от выращивания сельхозкультур до их экспорта. В Украине компания не рассматривает возможность производства сельхозпродукции?
Нет, на сегодня этот вопрос даже не рассматривается. Пока не будет закона об обороте земель сельхоз назначения, об этом говорить рано.
Скажите, ваша компания уже оценивала новую методику портовых сборов?
Да, мы ее оценивали и анализировали, но пока я не хочу ее комментировать. Этот вопрос должен быть доведен до логического конца Министерством инфраструктуры.
Владимир, COFCO Agri в Украине ощутила позитивный эффект от ликвидации Госсельхозинспекции?
Да, мы почувствовали улучшение в этом плане. Я думаю, на сегодняшний день и фермеры это почувствовали. Потому что те расходы, которые шли на оформление сертификатов качества, сегодня не включены в стоимость оформления документов. Поэтому ликвидация Госсельхозинспекции является в первую очередь позитивом для фермеров. Во-вторых, это выгодно и для нас, потому что меньше бумажной волокиты. Что касается качества зерна, то соответственно, мы должны самостоятельно нести ответственность и следить за этим. И если возникают спорные вопросы, то самостоятельно решать их с отправителем.
Вопрос: Государственная фискальная служба планирует создать два реестра компаний, которым будет возмещать НДС. Как вы относитесь к этой идее и возникали ли у вас проблемы с возмещением ранее?
Ответ: На сегодняшний день проблемы с возвратом НДС есть. Они пока не глобальные, так как сезон еще не начался. Я думаю, начнется маркетинговый год, и этот вопрос станет более актуальным. Надеюсь, что Государственная фискальная служба будет работать прозрачно, и независимо от того, в первом ты или втором реестре, возврат НДС будет происходить в рамках законодательства.
Вопрос: Расскажите, как компания работала в условиях скачков курса гривни?
Ответ: Для нас самый больной вопрос – это большая разница, возникающая между курсом межбанка и наличным курсом. Мы ощущаем на себе этот фактор, потому что тогда товаропроизводитель не сильно спешит продавать сельскохозяйственную продукцию. Поэтому, конечно, государство должно смотреть на разницу наличного курса и межбанковского, и эта разница должна быть разумной, а не достигать 50%, как бывало пару месяцев назад. Слава богу, последние три-четыре недели этого не происходит.
Вопрос: Можете прокомментировать ситуацию с арестом зерна крупных трейдерских компаний в прошлом году? С чем он был связан?
Ответ: Я думаю, что это вопрос к Государственной фискальной службе. Мы как покупатели зерна должны проверять своего клиента, и мы проверяем. Но фискальная полиция, или прокуратура прибегает к очень радикальным методам. Я говорю об арестах. Я считаю, что у нас правовое государство, и если возникают какие-то вопросы, то они должны решаться в суде, и по решению суда принимаются соответствующие решения.
Вопрос: Многие производители и трейдеры говорят, что в Украине очень дорогая стоимость перевалки по сравнению со странами восточной Европы. Почему?
Ответ: Потому что рынок потребителя не отвечал количеству терминалов. Если будут появляться новые терминалы, стоимость перевалки должна уменьшаться.